- Матрица (1999)
- Сиквел, приквел, перезапуск?
- Внутреннее сопротивление системы
- «Миф о пещере» и «мозг в колбе»
- Матрица: Перезагрузка (2003)
- Сила эффекта
- Матрица: Революция (2003)
- Как франшиза стала важной частью поп-культуры
- Старые и новые герои
- Сюжет
- Новая правда 20 лет спустя
- Кто работал над новым фильмом
- О чём рассказывала и как закончилась трилогия «Матрица»
- «Матрица»
- «Матрица: Перезагрузка»
- «Матрица: Революция»
- Аниматрица (2003)
Матрица (1999)
Однажды Томас Андерсон узнал, что мир — всего лишь иллюзия, и теперь он отчаянно хочет выбраться из этого мира, которым управляют компьютерные программы. По ночам Андерсон бродит по сети под ником Нео и мечтает встретить того, кто его освободит. Но правда оказывается гораздо печальнее, чем Нео мог представить. Он хочет правды?
Интересные факты о фильме:
- Роль Нео могла достаться и Тому Крузу, и Леонардо ДиКаприо, и даже Уиллу Смиту, жена которого сыграла во второй части франшизы.
- Первая снятая сцена была в офисе, когда Нео пытался спрятаться от агентов.
- Актриса Кэрри-Энн Мосс ради своей роли умолчала о том, что сломала ногу во время съемок. Однако Киану Ривз не обошлось без травм: еще до начала съемочного процесса он носил шейный корсет из-за повреждения позвонков в области шеи. И все это на фоне того, что основные игроки почти год занимались боевыми искусствами.
- У некоторых актеров, как это обычно бывает, чудесные совпадения. Например, Лоуренс Фишбёрн уже сыграл капитана корабля в «Горизонте Горизонт», а Кэрри-Энн Мосс уже сыграла в сериале «Матрица» (1993).
- Для создания проекта они сделали немыслимое и даже где-то снаружи. Так вот, для создания сцены с уклоняющимся от пуль Нео придумали новую компьютерную программу, а для съемки материалов с разбившимся самолетом (а это снято на минуту в бесполетной зоне) изменили некоторые законы (!).
- Киану Ривз добавил 38 миллионов из собственного кармана на помощь в съемках сиквелов — деньги пошли на спецэффекты.
- Хьюго Уивинг получил роль агента Смита в более раннем фильме «Доказательство» 1991 года.
- Перед съемками все актеры были обязаны прочитать трактат Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляции» от 1981 года. Эта книга использовалась и как концепт, и как реквизит (именно в этой книге Нео прячет тарелки), но автор трактата Бодрийяр , уверяет, что фильм не верно отражает суть написанного им.
- В сцене «Женщина в красном», где Морфеус объясняет Нео, как работает матрица, близнецы использовались для создания иллюзии повторения.
- Братья Вачовски (теперь сестры) писали сценарий 5,5 лет и за это время разработали 14 вариантов сценариев. Денег на столь сложный проект они не получили, поэтому сначала сняли «Связь» в 1996 году, и только после положительных отзывов сняли «Матрицу». Тем не менее, были еще препятствия различного рода. Например, вместо запланированных 80 миллионов долларов получили только 10 миллионов. Потом все эти деньги режиссеры вложили в сцены с охотой на Троицу. Они надеялись произвести впечатление на студию, показав свой потенциал. И им это удалось.
Сиквел, приквел, перезапуск?
К настоящему времени все привыкли к ремейкам, приквелам, спин-оффам и прочим уловкам киностудий, пытающихся выжать максимум из популярных персонажей и историй. Но «Матрица» не была бы «Матрицей», если бы не пошла своим путем. Поэтому этот вопрос требует отдельного анализа.
В конце «Матричных революций» почти все главные герои — Нео, Тринити, агент Смит — умирают, но в новом фильме мы снова видим Нео и Тринити. Они состарились, но в то же время живее всех живых.
Оказывается, это не сиквел, по крайней мере, не третья часть. Это подтвердил сценарист Дэвид Митчелл.
«Это определенно не очередной сиквел, а нечто совершенно независимое, которое блестяще объединяет все три части «Матрицы».
Некоторые фанаты предполагают, что персонажи каким-то образом вернутся в прошлое, где они все еще живы. Однако исполнитель главной роли Киану Ривз опроверг эту версию, подчеркнув, что «возврата к прошлому не будет». На самом деле, возможно, разгадка кроется в самом названии, а фильм просто оживляет старых персонажей, чтобы рассказать оригинальную историю
Да и вообще слово «воскрешение» подходит к большинству старых франшиз, которые одна за другой восстают из мертвых.
Внутреннее сопротивление системы
В матрице за иллюзией живых людей скрыты компьютерные программы, такие как Агент Смит, Меровинги, Пифия. Теоретически они должны подчиняться архитектору, но поскольку эти программы сами развиваются как искусственный интеллект, каждая из них достигает стадии, приближающей ее к человеческому сознанию: программы начинают выбирать, сопротивляться воле архитектора, заниматься подрывной деятельностью, сохранить личность их, отказывается перезапускать и удалять.
Пифия (названа в честь древнегреческой жрицы-прорицательницы дельфийского храма Аполлона), она же Оракул — программа, на которую все жители Сиона возлагают большие надежды. Она дает отдельные предсказания, большинство из них мы не знаем, но только по словам героев понимаем, что пророчество сбывается. (Тринити и Нео, в частности, по-настоящему влюбляются друг в друга, и именно сила их чувств позволяет им добиться того, чего раньше не удавалось никому другому.)
Архитектор создал Пифию, чтобы внести элемент контролируемого хаоса в совершенство Матрицы. По его словам, многие попытки воспроизвести идеальный мир потерпели неудачу — деструктивная иррациональная природа человека не могла быть описана кодом и контролем. «Меня можно назвать отцом матрицы и без преувеличения — ее матерью», — говорит архитектор. Через предсказания Пифии, то есть через сенсорное воздействие, матрица могла управлять участниками. Оракул – это некая имитация проявления воли судьбы, высшей силы, которой люди подчиняются (то есть перекладывают ответственность за принятие решений.
Меровинги, также известные как французы, были созданы для сбора информации и управления поведением людей в матрице. Как одна из самых ранних программ, она уже устарела и логичнее было бы ее удалить. Однако Меровинги не так просты. (В сцене драки он заявил, что пережил предшественников Нео, а значит, намерен пережить и самого Нео.) Чтобы спастись, он нашел себе идеальное убежище, затем занялся бизнесом по сокрытию так называемых Изгнанников — программ, ставших также грозит удалением. Изгнанникам был предложен выбор — присоединиться к свите Меровингов или заплатить за спасение информацией.
В трилогии много параллелей между Меровингами и Аидом, богом подземного мира в древнегреческой мифологии. Итак, его жену зовут Персефона; название его Club Hel отсылает к английскому слову «ад»; программы, скрывающиеся при его посредничестве, движутся на поезде, управляемом Проводником (читай — река мертвых Стикс и перевозчик душ по ней Харон); в его окружении много призраков, вампиров и оборотней.
Агент Смит — главный антагонист Нео. Запрограммированный на защиту матрицы от попыток взлома (то есть от хакеров вроде Морфеуса, Нео и Тринити), он, как падший ангел, начинает воображать себе бога.
Сгорая от ненависти к людям и презрения к их несовершенству, он обвиняет человечество в бездумном воспроизводстве и поглощении ресурсов. Машины, по мнению Смита, являются лекарством от этой заразы. Удивительно, но матрица тоже оставляет программу недовольной — агент чувствует себя заключенным, то есть таким же ничтожным, как люди. Поэтому Смита перепрограммируют в вирус, который пытается захватить Матрицу, а также проникнуть в Сион.
В результате подрывной деятельности Смита Матрица вышла из-под контроля машин, угроза нависла над центром управления машинами. Решение проблемы предлагает Нео: подключившись к матрице главного компьютера, он вступает в схватку со Смитом, позволяя ему ассимилироваться в другого клона. Главный компьютер посылает потоки энергии через тело Нео, что приводит к уничтожению сначала репликанта Нео, а затем и всех клонов Смита. Затем матрица сбрасывается, и война человека против машины прекращается.
«Миф о пещере» и «мозг в колбе»
Первая «Матрица» вышла в США 31 марта 1999 года. Через 4 года с разницей в несколько месяцев были выпущены вторая («Перезагрузка») и третья («Революция») части. В течение следующих двух десятилетий поиски расшифровки «кода» «Матрицы» не прекращались».
Очевидные отсылки лежали на поверхности: «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, 2001. «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, вестерны, гонконгские боевики, манга, древнегреческая мифология, философы античности и более поздних эпох.
Так, в «Государстве» Платон предложил свое видение учения об идеях. Он сравнил чувственное восприятие с пещерой, в которой люди вынуждены находиться всю жизнь. В спекулятивном эксперименте заключенные видят только тени на стене и понимают, что реальность мимолетна. Так и в жизни те, кто в познании опирается только на чувства, пребывают в иллюзии, что они познают действительность. Согласно Платону, философ может получить более полную картину мира идей, постоянно задавая вопросы и находя ответы. Однако сделать это знание достоянием всего общества невозможно: толпа не способна вырваться из иллюзий повседневного восприятия.
«Когда с одного из них снимают цепи, его заставляют вдруг встать, повернуть шею, пойти, посмотреть вверх — к свету, ему будет больно все это делать, он не сможет видеть на тех вещах с ярким сиянием, тень от которых он видел прежде.И что вы думаете он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, подойдя к бытию и обратившись к чему-то большему может ли он получить правильное представление? Кроме того, если они укажут на какой-то предмет, проходящий перед ним, и заставят его ответить на вопрос, что это такое? в том, что он видел раньше, гораздо больше правды, чем в том, что ему показывают сейчас? Конечно, он имел в виду это.
«А если вы заставите его смотреть прямо на свет, то глаза его не будут болеть, и он не будет быстро отворачиваться к тому, что он способен видеть, полагая, что это действительно надежнее тех вещей, которые ему представляются?
Мысль Платона была подтверждена поведением Сайфера, одного из членов команды Морфея. Он устал от реальности и хотел вернуться в матрицу и забыть обо всем, поэтому пошел на сделку с агентом Смитом и предал команду. «Блаженство заключается в невежестве», — говорит Сайфер.
Еще один мысленный эксперимент, на который ссылаются все ученые при анализе матрицы, — мозг в колбе. Его сформулировала Хилари Уайтхолл Патнэм. Допустим, исследователь удалил мозг субъекта, поместил его в питательный раствор и подключил к компьютеру, который генерирует электрические импульсы, идентичные тем, которые мозг получает, находясь в теле. Машина имитирует виртуальную реальность, поэтому субъект, несмотря на отсутствие тела, продолжает осознавать себя существующим, а виртуальный мир — реальным.
На Вачовски также повлияла книга Жана Бодрийяра « Симулякры и симуляция» (она используется в фильме). Перед началом съемок все актеры должны были ее прочитать. По Бодрийяру, реальность есть бесконечное воспроизведение того, что кажется похожим на нее. Литература, архитектура, идеология, политика — все это копии копий давно исчезнувших оригиналов. Интересно, что сам Бодрийяр говорил в интервью, что «Матрица» искажает смысл его произведения.
Многочисленные религиозные отсылки. Так что Сион носит то же название, что и гора за стенами Иерусалима, а также крепость, которую завоевал царь Давид. В библейской традиции Сион является символом верности и сопротивления.
Нео называют избранным, мессией. Имя Троица переводится как Троица (то есть Святая Троица). Архитектор за матрицей выглядит как типичный бог из голливудских фильмов. Агента Смита, с одной стороны, можно соотнести с Люцифером (падшим ангелом); с другой стороны, с карающим огнем. (Автомобиль Смита имеет номер IS 5416, если мы обратимся к соответствующему стиху в книге Исаии, то читаем: «Вот, Я создал кузнеца, который дует угли в огонь и делает орудия для своей работы, — и я создаю эсминец для разрушения». Фамилия агента Смит переводится как «кузнец»).
Читайте также: Замаячный дата выхода серий (1 сезон, сериал, 2023, KION)
Матрица: Перезагрузка (2003)
У Нео есть своя священная миссия — встреча с архитектором, чтобы понять вселенную. Агенту Смиту удалось выбраться из матрицы и теперь он объявил охоту на Нео в реальном мире. Тем временем машины приближаются к Зеону — подземному городу людей, и вскоре человечеству предстоит сразиться.
Интересные факты об этом разделе:
- Компания General Motors пожертвовала для съемок 300 автомобилей. Все были сломаны.
- Мэри Элис заменила Глорию Фостер на посту оракула, потому что последняя умерла от диабета. Произошло это в 2001 году, но для второй части с ним успели снять материалы, а для третьей — уже нет.
- Битва Нео с приспешниками Меровингов и последовавшая за ней погоня длится 17 минут. Эти 17 минут стоили 40 миллионов долларов. В частности, специально для охоты построили трехполосную трассу, снимали на ней 3 месяца, а потом уничтожили.
- Для вертолётных сцен в Сиднее, где проходили съёмки, движение остановили на 4 часа и даже эвакуировали людей с небоскрёбов.
- Ламберт Уилсон (Меровинг) говорит с очень сильным французским акцентом. На самом деле, актер отлично говорит по-английски, но изменил свой акцент для роли.
Сила эффекта
На создание эпических сцен драк и сражений для каждого фильма уходило до половины бюджета. Результат разделил зрителей на два лагеря: по мнению одних, на фоне множества баталий теряется философия картин, по мнению других, любить трилогию стоит только за спецэффекты.
Так или иначе, но съемочная группа приложила поистине гигантские усилия, чтобы создать впечатляющий мир «Матрицы», который выглядит эпично даже спустя 20 лет. Многие новшества позже были использованы в других фильмах (как прямые цитаты, так и как источник пародии).
Многочисленные критики отмечают так называемый эффект пули, сцену драки Нео с множеством агентов и погоню на шоссе (во второй части), битву за Сион и финальное выяснение отношений между Нео и Смитом (в третьей части). Кстати, к последней сцене команда спецэффектов готовилась два месяца — собрали машину, с помощью которой можно было имитировать дождь из идеально ровно падающих капель. При этом часть форсунок представляет собой матричный код.
Знаменитый матричный код — зеленые символы, идущие вниз, — был составлен из латинских букв, цифр и слогов японского алфавита. По словам художника-постановщика Саймона Уайтли, рецепт суши был зашифрован в коде.
Матрица: Революция (2003)
Машинам удается добраться до Зиона. Несмотря на силу и мощную защиту, у людей не хватает ресурсов для защиты своего последнего места жительства. Чтобы предотвратить окончательный крах и гибель людей, Нео отправляется в город машин, где встретится с вдохновителем и положит конец войне. Если у него хватит мужества выполнить свою миссию, все будет кончено.
Как франшиза стала важной частью поп-культуры
«Матрица» стала одним из самых кассовых фильмов 1999 года и с тех пор стала феноменом поп-культуры. Самая очевидная причина этого — изобретательность спецэффектов и экшена. Фильмы трилогии популяризировали буллит тайм: технику съемки, при которой время в кадре замирает, но камера не останавливается в движении. Это сложный практический спецэффект, создаваемый при съемке нескольких последовательных снимков с большого количества камер — таким образом можно охватить картинку со всех сторон. После трилогии Вачовски этот прием появился в ряде фильмов и сериалов от «Аватара» до «Района 9» (и как пародия, и как заимствование), а также повлиял на шутеры.
Однако сама «Матрица» представляет собой большую коллекцию заимствований из любимых произведений искусства Вачовски. Хореография боев таким образом отсылает к фильмам о кунг-фу и китайском жанре уся, где способности бойцов также зачастую опережают законы физики.
Перестрелки имеют много общего с боевиками Джона Ву: от любви героев к двойной стрельбе во время прыжков и показа летающих пейзажей в замедленной съемке до точной визуальной цитаты из фильма «Наемный убийца» 1989 года.
Первая часть «Матрицы» стала сенсацией и до сих пор считается одним из лучших фильмов 90-х. Фильм получил четыре премии «Оскар»: «Лучший монтаж», «Лучший звук», «Лучший монтаж звука» и «Лучшие визуальные эффекты». Киберпанк-боевик «Вачовски» — один из самых популярных среди пользователей IMDb. Агрегатор обзоров Rotten Tomatoes , который оценивает фильм на 88% и 85% от критиков и зрителей соответственно, поставил «Матрицу» на десятое место среди 140 лучших блокбастеров 1990-х годов, а « Империя» поставил ее на двадцатое место среди 100 величайших фильмов всех времен. При бюджете в 63 миллиона долларов фильм собрал в мировом прокате 466 миллионов долларов.
«Матрица: перезагрузка» не вызвала столь однозначного одобрения у критиков и фанатов, хотя в мировом прокате собрала еще больше — 739 миллионов долларов при бюджете в 150 миллионов. На Rotten Tomatoes рейтинг сиквела ниже, чем у первой части: 73% «свежего» у критиков и 72% у зрителей, а журнал Entertainment Weekly поместил «Перезагрузку» в список 25 худших сиквелов всех времен.
«Матричные революции» получили в основном негативные отзывы критиков. Рейтинг фильма на Rotten Tomatoes составляет всего 35% от публикаций и 60% от зрителей. Фильм собрал 427 миллионов долларов по всему миру при бюджете в 150 миллионов долларов. Критический консенсус называет « Революцию» «разочаровывающим завершением трилогии, в которой спецэффекты отодвинули персонажей и идеи на задний план».
Старые и новые герои
С Нео и Тринити все относительно ясно — Киану Ривз и Кэрри-Энн Мосс вернутся к своим знакомым персонажам. Что насчет остальных?
По словам Вачовски, Хьюго Уивинг также должен был вернуться к роли агента Смита, но большому воссоединению помешал рабочий график актера, который не удалось подстроить под съемки «Матрицы». Другим актерам повезло больше. Так, Дэниел Бернхард снова сыграет агента Джонсона из «Матрицы: перезагрузка»; Ламбер Уилсон вернется как Меровинг или француз, мощная компьютерная программа внутри Матрицы, которая действует как босс организованной преступности; а Джада Пинкетт-Смит вновь сыграет роль опытного бойца и пилота Ниобы.
Вероятно, в фильме появятся новые персонажи. Так, место Уивинга займет звезда «Охотника за разумом» Джонатан Грофф. Он играл либо новое воплощение агента Смита, либо нового персонажа, выполняющего примерно ту же функцию. Нил Патрик Харрис из «Как я встретил вашу маму» перевоплотился в психолога в зловещих синих очках, который регулярно слушает Томаса Андерсона и дает ему синие таблетки; а Прианка Чопра, по разным версиям, играла то Рассказчика, то взрослую девушку Сати, которую когда-то нелегально завезли в Матрицу. Еще одна новая героиня — голубоволосая Багз, которую играет Джессика Хэнвик, которая должна указать Нео правильный путь.
Что случилось с Морфеусом? Ведь он один из немногих героев, выживших после «Матрицы: Революция». По непонятным причинам Лоуренс Фишбёрн из семьи Вачовски не снялся в новом фильме. Вместо него Морфеуса сыграет Яхья Абдул-Матин II. Но и здесь не все просто. Он похож на Морфеуса, но не совсем. Сбивает с толку и сам актер: «Героя зовут Морфеус», — подчеркивает Абдул-Матин II, намекая, что это может быть не тот герой, которого мы знали.
Сюжет
Нео живет в Сан-Франциско под именем Томас Андерсон, ходит к терапевту (Нил-Патрик Харрис), который прописывает ему синие таблетки. В какой-то момент Нео перестает пичкать себя синими таблетками и понимает, что все не так, как кажется. В фильме снова встречаются отсылки к «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэрролла: женщина в очках в исполнении Приянки Чопры дарит герою эту самую книгу, а у синеголового Багса на предплечье вытатуирован кролик.
Предположительно, именно она способствует пробуждению Нео, произнося фразу «Если хочешь знать правду, Нео, следуй за мной». Морфеус тоже не заставляет себя ждать — он предлагает герою красную таблетку, как и 20 лет назад. При этом создается впечатление, что даже не Морфеус учит Нео законам матрицы, а наоборот.
Что касается виновницы торжества, то она, кажется, наслаждается собой. В конце третьего фильма Нео поставил перед машинами условие — Матрица может продолжать свое существование только в том случае, если они дадут людям сознательный выбор: жить в вымышленном мире или проснуться в реальном. В трейлере показаны человеческие фермы, кормящие машины, а это говорит о том, что человечество не очень торопится с реальностью и не хочет сопротивляться сладкому забвению, которое дарят машины. На это же намекает вполне современная метафора — кучка людей в лифте, уставившихся в свои телефоны и не обращающих внимания на окружающий мир.
Один такой тип матрицы внутри матрицы. Кстати, на этот счет есть еще одна бредовая теория, которая утверждает, что во всех трех предыдущих частях Нео на самом деле никогда не покидал Матрицу и поэтому мир, в котором он существует, теперь просто Матрица внутри другой Матрицы.
В какой-то момент Нео встречает Тринити, но они не узнают друг друга. При этом в трейлере есть намек на то, что Тринити воссоздана машинами, и она больше программа, чем реальный человек — по ее лицу проходит строка синего кода. Фанаты сомневаются в других героях. Так, по фанатским теориям, Нил Патрик Харрис, о дурных намерениях которого свидетельствуют голубые очки, цвета Матрицы, не внушает доверия; а также обладателя голубоволосого Багса и даже самого Морфеуса, которого машины могли воссоздать в качестве двойного агента. При этом точно известно только одно — Матрица сильнее, чем когда-либо.
Во втором трейлере подчеркивается, что Матрица зациклена и герои живут одной жизнью, пока Нео не освободит их. Начало фильма очень напоминает «Матрицу» 1999 года и подтверждает теорию о том, что некоторые из новых персонажей являются просто вариациями старых, как в случае с Джонатаном Гроффом и агентом Смитом. В данном случае центральной историей станет любовь Тринити и Нео, которому нужно разбудить ее ото сна.
Новая правда 20 лет спустя
В интервью Netflix в августе 2020 года Лилли Вачовски заявила, что изначальной целью «Матрицы» было показать трансгендерное мировоззрение. По ее словам, все три картины охвачены стремлением к преображению. Постоянно возникают мысли об отказе от страха и сомнений и принятии истины. Один из персонажей, Свитч, был задуман как человек, который был мужчиной в Сионе, но женщиной в Матрице.
По словам режиссеров Вачовскис, во время съемок трилогии бывших мужчин (Лоуренс и Эндрю) и затем объявления о смене пола (взявших имена Лана и Лилли соответственно) мир оказался не готов рассматривать заложенные смыслы вниз ими. Только те зрители, которые сами прошли процедуру смены пола, или те, кто был хорошо осведомлен о личной жизни Вачовски, понимали, что хотели сказать режиссеры.
Кто работал над новым фильмом
После того, как сестры Вачовски завершили работу над третьим фильмом из серии «Матричные революции», они дали понять, что не собираются снимать продолжение. Сюжет и персонажи были отданы на откуп компьютерной игре, которая, так сказать, стала официальным продолжением «Матрицы». Однако в 2014 году во время промо-тура нового фильма «Восхождение Юпитер» появились слухи о том, что Warner Bros подумывает об очередной части знаменитой франшизы. В ответ на них Лана Вачовски заявила, что идея сиквела в век бесконечных перезагрузок и ремейков особенно неудобна.
Затем у сестер наступил сложный период – с разницей в пять недель ушли из жизни их родители, а Лилли и Лана находились в процессе смены пола. С этими условиями они справились по-своему: Лилли не хотела возвращаться в прошлое, поэтому с головой бросилась в новые проекты, а Лане воскрешение Нео и Тринити, наоборот, помогло справиться с горем. В 2017 году начались официальные разговоры о продолжении «Матрицы». В результате сестры впервые в истории своей карьеры приняли решение расстаться, поэтому Лана Вачовски стала режиссером одна. Лилли дала свое благословение.
Вачовски работали над сценарием с Дэвидом Митчеллом, чью книгу «Облачный атлас» они с сестрой адаптировали в 2012 году, и Александром Хемоном, с которым Лана работала над финалом сериала «Восьмое чувство». Еще один постоянный творческий партнер сестер, немецкий режиссер Том Тыквер, написал музыку к фильму, заменив композитора трилогии Дона Дэвиса. При этом оператором новой картины стал оскароносный Джон Толл, работавший с Вачовски над фильмами «Облачный атлас» и «Восхождение Юпитер».
О чём рассказывала и как закончилась трилогия «Матрица»
«Матрица»
Ночью обычный программист Томас Андерсон перевоплощается в хакера Нео, который выполняет мелкие заказы известных изгоев и неформалов. Однажды он получает сообщение, в котором неизвестный упоминает некую матрицу, призывающую его следовать за белым кроликом. Вскоре Нео знакомится с Тринити (Керри-Энн Мосс). Она обещает познакомить его с Морфеусом (Лоуренс Фишбёрн), человеком, который знает всю правду о Матрице
Морфеус помогает Нео сбежать от преследующих его агентов и предлагает сделать судьбоносный выбор: синяя таблетка поможет ему забыть все, что было, а красная таблетка расскажет ему правду о Матрице. Нео выбирает красную таблетку и узнает, что мир, который он знает, всего лишь иллюзия, созданная искусственным интеллектом, а на самом деле машины используют порабощенное человечество как источник энергии.
Морфеус говорит Нео, прибывшему на корабле «Навуходоносор», что видит в нем нового Избранного — того самого человека, который когда-то мог первым вырваться из Матрицы и сбить с ног других людей. Готовясь к битве с машинами, главный герой изучает боевые искусства с помощью учебных программ и посещает гадалка Пифию (Глория Фостер). Она предсказывает, что Нео придется сделать непростой выбор: спасти себя или спасти Морфеуса.
Матрица показывает восхождение Нео к роли Избранного. По ходу фильма он переходит от отрицания мрачной реальности к смерти и последующему перерождению. В первом фильме герои знают о мире гораздо меньше, чем в сиквелах, которые тратили на экспозицию много экранного времени. Такая недосказанность делала вселенную первой «Матрицы» загадочной, чему еще больше способствовали частые отсылки к христианству, греческой мифологии и философии.
И если финал, в котором Нео поклялся спасти мир и пафосно улетел в небо под металлический саундтрек Rage Against the Machine, выглядит явным заделом для сиквела, то первый фильм выглядит законченным произведением.
«Матрица: Перезагрузка»
Продолжение «Матрица: перезагрузка» вышло в 2003 году. События происходят через полгода после окончания первой части. Сопротивление узнает, что машины пытаются проникнуть в Сион — единственный город на Земле и последний оплот человечества. Угроза становится еще более зловещей, когда выживший агент Смит проникает в реальный мир, переодевшись Бэйном (Иэн Блисс), членом экипажа одного из кораблей Сопротивления.
Нео узнает от Пифии, что для победы в войне нужно добраться до главного компьютера. Но сначала нужно найти Мастера Ключей (Рэндалл Дук Ким) — программу, позволяющую быстро перемещаться по Матрице. Ключник был захвачен Меровингом (Ламберт Уилсон) — одной из старейших программ в Матрице, которая когда-то манипулировала сознанием всех людей.
После разговора с Пифией Нео сражается с агентом Смитом, который научился создавать бесчисленное количество своих копий. Нео, Тринити и Морфеус спасают Ключника из замка Меровингов и направляются к главному компьютеру, спрятанному на секретном этаже небоскреба. Там Нео ждет создателя матрицы — архитектора (Хельмут Бакайтис).
«Перезагрузка» расширила вселенную франшизы, включила в нее множество новых персонажей, в том числе разумные программы, восставшие против Матрицы, рассказала, как на самом деле работает Матрица, и раскрыла Нео его истинное предназначение. Если сначала действие развивается медленно, часто замирая, чтобы объяснить зрителю устройство мира, то в финале зрители наконец-то награждаются мощным поворотом: на самом деле пророчество — ложь, и единственная функция Нео а последние пять выбранных — заново запустить матрицу и снова сделать новую.
«Матрица: Революция»
«Матричные революции» вышли всего через полгода после второй части и подхватили резко обрезанный сюжет. Нео застрял в пространстве между Матрицей и реальностью, из которого он в конце концов выбирается с помощью Морфеуса, Тринити и Серафима (Синг Нгай). Нео решает отправиться в сердце матрицы, Машинный город, чтобы исполнить пророчество и выиграть войну. Однако их планы нарушает агент Смит в теле Бэйна. Смит ослепляет Нео, но ему удаётся победить агента в человеческом обличии, на время отсрочив финальное выяснение отношений.
Машины врываются в Сион, и начинается решающая битва за судьбу человечества. Тем временем Нео и Тринити достигают Города машин, где Тринити смертельно ранена и умирает на руках своего возлюбленного. Нео заключает сделку с главным компьютером: если ему удастся остановить агента Смита, угрожающего матрице бесконечными копиями, то машины прекратят войну с людьми.
Финал в «Революции» ставит точку в трилогии. Нео погибает, спасая человечество от гибели, а противостояние машин и людей подходит к логическому завершению: Архитектор обещает, что охотники больше не тронут Зион, и любой желающий может покинуть Матрицу.
Аниматрица (2003)
Анимационный фильм-приквел о том, как для спящих людей создавался иллюзорный мир. Вы окажетесь в последних городах человечества, которое вот-вот потеряет планета. Война с машинами в самом разгаре и скоро одна из сторон победит, а цивилизация перестанет существовать.