Ответный удар
Наконец, Гавейн достигает часовни. Но увидев деревянного великана, герой трусливо убегает.
Вернувшись в Камелот, Гавейн посвящен в рыцари. Эссель рожает сына от рыцаря. Но герой забирает ребенка у возлюбленной и отказывается жениться на ней, так как она недостаточно благородна для него.
Король Артур умирает, и Гавейн занимает трон. Новоиспеченный король женится, берет себе в жены аристократку и начинает войну с соседним государством.
В одном из сражений погибает его сын. Проходит много лет. Жители Камелота восстают против короля.
Гавейн вынужден скрываться от гнева народа. В отчаянии король снимает с себя пояс и тут же остается без головы.
И вдруг оказывается, что Гавейн все еще стоит перед Зеленым рыцарем в часовне. Поняв, что от судьбы не убежать, герой расстегивает ремень.
Великану нравится смелость юноши. Рыцарь становится на колени перед героем и говорит улыбаясь — «голова с плеч».
После титров показано, как маленькая девочка надевает на голову корону.
Объяснение сюжета
В фильме «Легенда о зеленом рыцаре» смысл показанного разительно отличается от обычного средневекового фэнтези. Действия сюжета настолько неожиданны, что заставляют задуматься чуть ли не над каждой серией.
Интересный! Фильм Дэвида Лоури — третья экранизация истории Гавейна и Зеленого рыцаря. Впервые ее поставил Стивен Уикс в 1973 году. В 1984 году вышла еще одна версия средневековой истории того же режиссера с Шоконом Коннером в образе Зеленого рыцаря.
Авторы картины затрагивают такие важные темы, как:
- личностный рост;
- искренность;
- человеческое достоинство.
Образ главного героя, сэра Гавейна, противоречив. Мнение, складывающееся о герое в начале картины, меняется на протяжении всего пути Гавейна.
Весь путь юноши к месту встречи с чудовищем пронизан метафорами и символикой, через которые передается смысл фильма «Легенда о зеленом рыцаре». Неслучайно великан, как и пояс Гавейна, зеленого цвета, символизирующего жизнь и смерть. Пояс спасает героя от смерти и в то же время ведет его к духовному и нравственному разложению.
Немалое значение имеет и топор, олицетворяющий честь и добродетель. Именно поэтому он возвращается к герою после совершения первого самоотверженного поступка – помощи девушке-призраку.
Но в то же время топор является символом смерти. Сам Гавейн приносит его Зеленому рыцарю, тем самым проявляя храбрость и решимость выполнить свой долг.
Плюсы
Уникальный сказочный стиль
По словам Дэвида Лоури, он не стремился снять исторически достоверный фильм. Действие «Легенды о Зеленом рыцаре» происходит в фантастическом мире, далеком от реального. Так называемый «слепой» кастинг (без оглядки на расу героев и актеров) позволил сделать Гавейн Дев Патель, британку индийского происхождения, сестру короля Артура — Сариту Чоудхри и так далее.
В фильме Лоури нет настоящего среднего возраста. Существует измерение приключений, столь же слабо связанное с реальностью, как и сами мифы о короле Артуре. Стандарты историчности и соответствия Англии того времени его не устраивали. Так Гавейн видит на дне озера звездный атлас, дама (которую также играет Алисия Викандер) создает его фотографический портрет и переводит книги, что невозможно в XIV веке, а венгерская крепость может сойти за замок ее муж Лорд (Джоэл Эгертон.
Атмосфера мрачного и взрослого приключения не покидает на протяжении всего просмотра. История разбита на главы: «Рождественская игра», «Слишком быстрый год», «Доброта» и так далее. Все страхи Гавейна визуализируются, зритель погружается в воображение героя. Например, если Гавейн прикован к земле и не знает, как освободиться, он обязательно увидит себя мертвым, что немедленно побудит его к действию. При этом каждый момент нерешительности, сомнения, страха героя не пересказывается вслух, а поддерживается образом: зритель это видит и чувствует. Визуальное повествование очень медленное, местами почти медитативное — хотя это можно отнести как к плюсам, так и к минусам картины.
- Зрители отрицательно оценили «Анну Болейн»: как оценили другие фильмы и сериалы о ней
«Легенда» наполнена деталями, которые заставляют фильм хотеть пересматривать несколько раз. Некоторые символы заметны с первого взгляда: история Зеленого рыцаря сочетает в себе языческие традиции (например, аналогичный миф о Кухулине) и христианскую трактовку, поэтому корона Артура имеет на оборотной стороне причудливый круг, напоминающий нимб. Год до встречи с рыцарем проходит так быстро, что показан лишь несколькими изображениями: местные дети смотрят кукольный спектакль, пересказывающий прошлое и будущее Гавейна.
- «Слил сердце с кулаком»: автор «Мира Дикого запада» Лиза Джой о своем фильме «Воспоминания»
Но есть и гораздо менее очевидные, захватывающие мелочи, которые Лоури любит раскрывать в интервью. Например, режиссер вдохновлялся старомодным фэнтези-кино, поэтому «Легенда» полна отсылок к трилогии Питера Джексона «Властелин колец» и «Уиллоу» Рона Ховарда. Но настоящую проработку каждого кадра можно понять на примере плаща короля Артура: Лоури спрятал в нем отсылки к своим предыдущим фильмам.
Трактовка легенды и открытость для интерпретаций
Роман сэра Гавейна был типичным рыцарским рассказом, показывающим, что добродетель всегда побеждает, даже если на пути встречаются ошибки и спотыкания. Но Гавейн в версии Лоури гораздо ближе любому зрителю. Он испытывает страх, недоверие и лень, лжет и проявляет трусость, несколько раз хочет бросить путь и повернуть назад. Это красивая история о преодолении слабостей с непредсказуемым финалом: может, вмешается магия? Но что, если главный герой просто струсит и действительно повернется назад?
Лоури вплетает в основную легенду о Гавейне множество других историй — изменились даже испытания, через которые он проходит. Но все побочные истории выбраны не случайно. Например, легенда о святом Виннифреде не принадлежит к артуровскому циклу. Однако исследователи, такие как Майкл Туми, профессор средневековой литературы в Университете Итаки, считают, что путь Гавейна проходил через город Холивелл. Согласно легенде, именно там была обезглавлена Виннифреда. Отец Виннифреды положил голову девушки ей на шею, и она ожила, но до конца жизни ходила с белым шрамом на шее; такой же шрам нанесен Гавейну в романе.
«Легенда» получилась многоплановой, открытой для вольной трактовки зрителем. История Гавейна — это не только личный рыцарский квест: в ней есть и противостояние природы и человека, и размышления об истинной природе рыцарства, и даже небольшое размышление о непростых отношениях с матерью. В фильме, как и в легенде, пояс постоянно показан – мать сплела, заколдовала и подарила Гавейну по дороге спасать ему жизнь. Этот символ не имеет четкого значения, его ищет и устанавливает сам зритель.
Читайте также: Фильм про цунами — список кинокартин для острых ощущений
Минусы: обрывочное повествование и затянутость
Двухчасовая «Легенда» развивается так медленно и в то же время неровно, что смотреть ее приходится за пару прогонов. Между различными приключениями Гавейна сильно зависает сюжет. Смотреть, как Дев Патель несколько минут грустно едет верхом на лошади или несколько минут идет по лесам и долинам, требует выдержки.
Лоури как бы показал законченную историю, но финал остался максимально открытым — и в конце фильма не уходит ощущение, что из него выкинули еще пару кадров. Несмотря на долгое время, Legend хочет увидеть больше рыцарских приключений (и меньше сцен-наполнителей).
Это также препятствует тому, чтобы многие части фильма были непонятны без предварительного знания легенды. С одной стороны, Лоури сделал историю Гавейна своей собственной, заменив многие элементы. С другой стороны, в фильме отсутствует баланс между объяснением сюжета и уникальной интерпретацией режиссера. Зрители наверняка догадаются, что мать Гавейна — ведьма Морган, но один из важнейших поворотов сюжета от них точно ускользнет.
В оригинальной легенде Зеленый Рыцарь явился Гавейну в образе лорда. Лорд пригласил его посетить замок, а также предложил игру, но в итоге герой нарушил правила. Фильм совершенно не объясняет, что Рыцарь и Лорд — одно и то же существо. Ближе к концу говорящая лиса, путешествующая с Гавейном, дает ему подсказку («Рыцарь — это тот, кого вы знаете»), но это можно интерпретировать по-разному; это происходит и в других частях картины.
Что на самом деле показали в финале финале хоррора «Легенда о Зелёном Рыцаре» и как понимать концовку?
В самом конце нам показывают, что к финалу неизбежно приближается вовсе не рыцарь и уж тем более не сэр Гавейн — он встречает мифического деревянного гиганта Зеленого Рыцаря, которому предстоит битва, у Зеленой Часовни. Бессмертное существо, очевидно, отрубит Гавейну голову — так же, как ему оторвало голову в самом начале. Но, поддавшись панике и до крайности труслив перед лицом неминуемой смерти, Гавейн избегает своей участи — и неожиданно находит своего коня. Он со стыдом возвращается в Камелот и нарушает свое обещание.
Затем нам показывают ряд событий из жизни предателя Гавейна. Он уходит от возлюбленной-проститутки, искренне любящей его, и забирает у нее их общего сына. Становится королем после смерти своего дяди — Артура. Женится на благородной аристократке из другой страны, разжигает войну с соседним государством и проигрывает все сражения. В одном из сражений погибает его родной — и единственный — сын. Народ презирает и ненавидит короля Гавейна. В результате мы видим, что у Гавейна больше не было наследников мужского пола, и народ в конце концов сверг его.
А потом нам показывают, как Гавейн снимает тот самый заколдованный пояс, который спас ему жизнь. Дело в том, что главный герой (и злодей) не только в отчаянии — он больше не видит смысла жизни. А когда зачарованный амулет падает на пол, голова Гавейна отваливается. Возможно, это следует понимать как иллюстрацию идеи о том, что от судьбы не убежать. А дело в том, что он все же сошел с ума, просто заметно позже — и стал еще большим трусом и негодяем.
И вдруг то, что происходит, возвращается к началу. Точнее, ближе к концу. Гавейн снова оказывается рядом с Зеленой часовней вместе с Зеленым рыцарем. Оказывается, все предыдущие сцены из будущего — всего лишь фантазии Гавейна. Или ужасающее видение возможного будущего. Он просто представил, какой будет его дальнейшая жизнь, если он позволит себе сдаться и нарушить данное год назад слово.
Гавейн понимает, что это было всего лишь видение, но смирился со своей судьбой. В самом конце фильма он говорит Зеленому рыцарю, что теперь готов (к дальнейшему наказанию) и снимает с себя защитный амулет — пояс.
Зеленый Рыцарь улыбается и становится на колени рядом с Гавейном. А он говорит: «Молодец, мой рыцарь. А теперь голова с плеч. И проводит пальцем по шее Гавейна. Конец?!
Многие наверняка будут ошеломлены тем, что произошло в фильме. Но как насчет концовки? Вероятно, все путешествие Гавейна следует интерпретировать как великий урок, который древний воин Зеленый Рыцарь год назад преподал молодому наглецу и дураку. Если помните, в самом начале фильма Гавейн был очень неприятным парнем, который только и мечтал как можно быстрее и легче стать рыцарем и занять место рядом с дядей — королем Артуром — за круглым столом.
Но все великие дела требуют усилий и упорного труда, поэтому поступок Зеленого рыцаря можно трактовать и как попытку проучить свирепого юношу. Ведь он с самого начала предлагал любому, кто решит бросить ему вызов, разойтись по свету. И в самом конце истории, похоже — когда Гавейн смирился со своей судьбой и решил во что бы то ни стало сдержать свое слово — он простил юного хулигана. Скорее всего, Зеленый Рыцарь оставит Гавейна в живых.
И хотя в фильме это не было показано, но в оригинальной поэме (или в оригинальном рыцарском романе) «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» (Sir Gawain and the Green Knight) в финале оказалось, что главный злодей — тот самый мифический зеленый рыцарь — все это время был лордом Бертилак. Тот самый лорд Бертилак, в доме которого гостил Гавейн. Потом выяснилось, что оба стали жертвами хитрого заговора волшебницы Морганы, сестры Артура. Злая волшебница сделала Бертилака Зеленым Рыцарем и запланировала, что сам Артур примет вызов — а затем умрет. Но вмешался его молодой племянник. Но был в поэме и условный счастливый конец: оставив на шее Гавейна лишь шрам, рыцарь отпустил его живым. Кроме того, они даже расстались друзьями.
В самом конце поэмы Гавейн возвращается в Камелот и обещает до конца жизни носить зеленый пояс — в знак позора и невыполненного обещания. Рыцари Круглого Стола также носят зеленые пояса, как напоминание о приключениях Гавейна и как символ урока. Например, один такой урок: рыцарь всегда должен держать свое слово и быть образцом для подражания — как бы трудно это ни было.
Теперь поговорим о символике фильма и легенде «Легенды о Зеленом рыцаре».
Пояс, как становится ясно из контекста, символизирует моральное и духовное падение сэра Гавейна. В панике за свою жизнь Гавейн готов на все, чтобы спасти свою жизнь — и принять любую сделку. Поэтому он принимает подарок от леди Бертилак, которая в отсутствие мужа пытается соблазнить гостя. Оказывается, главный герой не просто идет на сделку со своей совестью — он не брезгует откровенно жульничать и прибегать к помощи заведомо аморальных людей.
Топор, наоборот, символизирует стремление к чести и добродетели. Обратите внимание, что топор возвращает Гавейну призрак — и только в тот момент, когда герой совершает свой первый самоотверженный поступок. И сначала требовал вознаграждения, а потом так помог нуждающейся девушке.
Кроме того, топор также символизирует неизбежность смерти. Очевидно, что сам Гавейн взял Зеленого Рыцаря — который, кажется, и вовсе почти проспал их встречу — орудием собственного уничтожения. Вероятно, то, что показано, следует трактовать как проявление высшей храбрости — выполнение долга перед лицом надвигающейся смерти.
О характере Зеленого Рыцаря можно сказать много. Некоторые источники утверждают, что в оригинальной легенде он явно списан с мифического существа Зеленого Человека, олицетворяющего силы природы. Но позже образ был истолкован как Дьявол, который искушал непокорные души и принуждал их к заключению договора. Но в фильме этот персонаж явно неоднозначен: с одной стороны, он преподал Гавейну важный урок, а с другой — заставил его взять на себя заведомо самоубийственную миссию.
Кроме того, в фильме «Легенда о зеленом рыцаре» не очень понятно, кто на самом деле рыцарь. Возможно, режиссер и сценарист Дэвид Лоури кардинально переписал известную многим историю, и теперь это уже не лорд Бертилак. Но в таком случае у многих возникнет множество неприятных вопросов по поводу «экранизации», логики работы и общей сюжетной линии. Спойлеры к фильмам Спойлеры
Расшифровка сюжета
«Легенда о зеленом рыцаре» — это сказка, о которой на самом деле сообщается в самом начале. А в любой сказке не только всегда побеждает добро, но и есть смысл и определенная мораль.
Сэр Гавейн не рыцарь. Он обычный человек, но слаб духом. Своим положением он обязан исключительно своей матери, которая является частью королевской семьи. С большой долей вероятности наш герой продолжил бы свое безобразное существование, распивая по кабакам, но матери парня такое положение дел категорически не нравилось. Это можно легко понять, ведь каждая мать желает своему сыну самого лучшего.
Поэтому первой пасхалкой стала — бессмертное чудовище, призванное матерью нашего еще не храброго рыцаря. Также можно предположить, что вся «Легенда о Зеленом рыцаре» изначально задумывалась для Гавейна. На это указывает тот факт, что никто из рыцарей круглого стола не откликнулся на вызов, а король шепнул нерадивому племяннику, что это всего лишь игра.
Целый год наш герой купался в лучах мнимой славы, хотя на самом деле ничего хорошего не сделал. Зеленый Рыцарь просто дал себя убить. Тем более что период в год и сутки тоже выделен не случайно. Считалось, что за это время герой сможет набраться смелости, чтобы встретить смерть по-мужски. Однако этого не произошло. Герой напивается в тавернах до потери сознания, надеясь, что ему не придется выполнять вторую часть контракта.
Однако ему напоминают о его обязательствах и отправляют в путь. В дороге начинаются поиски. Гавейн путешествует комфортно только в начале. Затем грабители забирают его лошадь, топор и снаряжение. Но оставляет ему меч. Это вторая пасхалка, указывающая на то, что происходящее — игра. Теперь Гавейн голоден и бос, но ему еще нужно добраться до Зеленой часовни.
По пути он выполняет своеобразные задания, которые помогут пройти игру. Например, вернув голову обезглавленной Винифред, он возвращает топор. Оказавшись в замке Лорда, он получает обратно чарующий пояс.
Наш герой находит лошадь для завершения своего пути недалеко от часовни, когда, вздрогнув от удара топора, бежит. Да, бегство было только в воображении героя, но можно предположить, что, выполнив условия договора, он также вернет своего коня и будет ждать его возле часовни.
Смысл фильма таков: «Легенда о зеленом рыцаре» — это личные поиски нашего героя. Только пройдя все испытания, он сможет стать настоящим рыцарем, самостоятельно принимать решения и занимать достойное место за круглым столом.