Лариса Шепитько: дата и причина смерти, краткая биография

Новости

Дата и причины смерти

Лариса Шепитько умерла 2 июля 1979 года в возрасте 42 лет. Жизнь талантливого режиссера и сценариста унесла случайная и глупая авария на трассе. Незадолго до смерти Шепитько начал работу над картиной «Матер» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Сюжет рассказывает о деревне, которую должны были отселить и затопить по случаю строительства ГЭС. Поэтому было решено снять новый фильм о Селигершоэне.

Киноэкспедиция к месту съемочного процесса планировалась заранее. Небольшая съемочная группа выехала рано утром на служебной машине с Волги. Дорога была пустынна, все пассажиры спали. Водитель тоже уснул. На большой скорости «Волга» врезалась в внезапно появившийся на дороге грузовик. Все члены съемочной группы, в том числе и сама Лариса Шепитько, погибли на месте.

Где похоронена Лариса Шепитько

Рисунок 2. Памятник на могиле

Трагедия пришла внезапно для всех, кроме разве что самого Шепитько. Друзья рассказали, что женщина предсказала ее уход. Вообще она глубоко верила в существование знаков, судьбы, в таинственную природу жизни и провидение. Говорят, что незадолго до смерти, во время поездки в Болгарию, Лариса посетила известную провидицу Вангу. Она предсказала свою гибель в автокатастрофе в ближайшем будущем.

В любом случае смерть режиссера стала большим ударом для ее близких, коллег и всего советского киноискусства в целом. Начатый проект «Матера» для нее завершил муж Элем Климов. Он посвятил картину своей жене и изменил рабочее название на «Прощай».

Лариса Шепитько похоронена на Кунцевском кладбище, которое считается одним из старейших в Москве. На ее могиле установлен гранитный памятник: молодая красивая и сильная женщина в полный рост. Именно такой Лариса и была на протяжении всей своей короткой, но очень насыщенной жизни.

Восхождение

В 1975 году Лариса начала работу над фильмом «Вознесение». Кино несколько лет традиционно лежало на полке, но потом получило приз кинофестиваля в Берлине.
Лариса блистала на фестивале. Лайза Миннелли сказала о ней:

— Я знаю самую красивую женщину Европы!

И Элем был не лучше обычного. Позже он вспоминал: «После Вознесения она стала очень известной. Просто у меня тогда это не очень хорошо получалось. Первый запуск фильма «Иди и смотри» был заброшен Норвежским киноагентством, и я находилась в стрессовом состоянии. Это был самый сложный период в моей жизни. И она летает по всему миру, греясь в лучах славы. Успех красит, и она наконец-то стала красавицей. Ну, думаю, теперь кто-нибудь у меня его отнимет».

В то же время он боялся этой потери, и понимал, что это невозможно, Лариса просто не такой человек. Но все же – в их отношениях это был самый болезненный и опасный момент. Однажды Элем собрал вещи и ушел из дома. «Она думала, что я иду к женщине. А на самом деле я жила с Витей Мережко, но Лариса об этом так и не узнала. Я не сознался позже».

Главное, чтобы им хватило мудрости и любви, чтобы успокоить друг друга и вернуться друг к другу.

Успешные проекты

В 1963 году вышел первый фильм Ларисы Шепитько. Фильм «Жара» снят по повести «Верблюжий глаз». Именно эта дебютная картина принесла режиссеру первые призы Международного и Всесоюзного кинофестивалей.

Режиссер Лариса Шепитько

После этой работы были и другие знаковые фильмы, но только в 70-е на нее снова обратили внимание. Картина «Восхождение» позволила Ларисе стать известной. Кстати, этот фильм назывался «Свидание с совестью».

Юность и учеба

Лариса Шепитько – уроженка Донецкой области. Родилась 6 января 1938 года в городе Артемовске. Она росла с двумя другими детьми на попечении матери одна. Родители Ларисы развелись, и об отце будущего режиссера известно только его имя – Ефим Шепитько. Мать Ефросинья Ткач имела педагогическое образование и работала учительницей.

После войны семья переехала в город Львов, где Ефросинья устроилась преподавать в местную школу. Там же Лариса получила среднее образование. Именно на улицах Львова девушка впервые стала свидетельницей съемочного процесса. Однажды она случайно попала на место съемок фильма «Овод». Словно зачарованная, она наблюдала за процессом рождения будущего кинообраза. Но Лариса смотрела не на актеров и не на операторов. Она была очарована действиями главного босса этой магии — директора. Именно в этот день решалась судьба молодой девушки. Пораскинув мозгами. Для всех остальных ей еще предстояло доказать, что она достойна такой участи.

В 1954 году в возрасте 16 лет она уехала в Москву только с одной целью – поступить на режиссерский факультет ВГИКа. Поддержки в решении Шепитько не нашел ни у кого. Мать сочла это избалованным, и приемная комиссия посоветовала ей попробовать свои силы в актерском мастерстве. Но Лариса стояла на своем. Очевидно, именно твердость намерений и характер подкупили учителей. Шепитько был принят.

Она училась на честную мужскую профессию, добивалась успехов и поражала всех своими нестандартными взглядами. С первых же семестровых заданий для студентов-режиссеров стал ясен истинный талант этой юной девушки.

Читайте также: Пересильд и другие космонавтки, доказавшие, что женщинам и космос по плечу

Между семьей и искусством

Она верила в реинкарнацию и умерла в 41 год, как и предсказывала Ванга. «Прощание» Лариса Шепитько
Дружба пары началась с болезнью Климова: Элем Германович попросил Шепитько навестить его. Отношения вышли на новый уровень после совместной работы на площадке «Зноя

Немаловажно и то, что Ларисе помогал собрать «Жару» старшеклассник Элем Климов. Он давно симпатизировал девушке, но она отвергла его предложение. Совместная работа открыла Климова с другой стороны, и Шепитько в итоге отплатил мужчине. В 1965 году влюбленные поженились, что многим показалось ошибкой: могли ли ужиться в доме два гения?

Паре удалось невозможное, хотя в их отношениях был период кризиса, когда они едва не расстались. Причина, конечно же, заключалась в соперничестве и испытании честью.

В 1966 году Шепитько «взорвал» Неделю творчества молодых режиссеров НР СССР в Париже фильмом «Крылья» о летчице-истребителе Надежде Петрухиной. На родине фильм раскритиковали, зато за границей режиссера похвалили: Коппола и Скорсезе открыто выразили восхищение талантом украинки, а Лайза Миннелли тоже была поражена привлекательностью Ларисы, назвав ее самой красивой женщиной Европы.

Она верила в реинкарнацию и умерла в 41 год, как и предсказывала Ванга. «Прощание» Лариса Шепитько

«Новая Грета Гарбо» вскоре создала фильм по рассказу Андрея Платонова «Родина электричества», но стараниями советских цензоров фильму суждено было пролежать на полке 20 лет. Сказка «В тринадцатом часу ночи» также не вышла на экраны, а драма «Ты и я» была измельчена до неузнаваемости, разрушив режиссерский замысел. Долгожданный триумф случился только в 1976 году, когда благодаря вмешательству первого секретаря ЦК Коммунистической партии Белоруссии Петра Машерова была опубликована картина «Восхождение». Фильм был удостоен главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, Гран-при «Золотой медведь» в Берлине и приза ФИПРЕССИ.

Примерно в то же время Элем Германович пережил закрытие своей «Агонии», посвященной повести о Григории Распутине. На фоне успехов жены особенно болезненной казалась очередная неудача, поэтому однажды Климов просто ушел из дома. Когда она вернулась из поездки и не застала мужа в квартире, Лариса забеспокоилась. Пара встретилась и обсудила случившееся, после чего не расставалась до трагического конца их истории любви.

Но могли ли они быть разделены по творческому признаку, пройдя ряд испытаний? В 35 лет Лариса Шепитько подарила мужу сына Антона, но мало кто тогда знал, какую цену она заплатила за радость материнства. Во время беременности режиссер получила серьезную травму позвоночника, и врачи запретили роды, опасаясь смерти пациентки. Чудом мальчик родился здоровым, а его мать выжила… чтобы умереть через шесть лет, по предсказанию провидца…

Знала о прошлой жизни и верила Ванге

Чтобы правильно истолковать последующие события, необходимо объяснить отношение Шепитько к эзотерике. Журналисты неоднократно спрашивали Антона, почему Элем Климов заказал у художника портрет Ларисы Ефимовны в образе великосветской дамы XVIII века. Ходили слухи, что в фильме снимался вовсе не режиссер, а австрийская герцогиня, очень похожая на украинку.

«На экскурсии в одном из старинных замков Австрии мама увидела портрет герцогини, который был поразительно на нее похож. Помимо портрета, мама обнаружила странную связь с этим местом: когда она впервые оказалась в замке, то мгновенно узнала все предметы, мебель, планировку комнат, предсказала историю экскурсовода и заметил то, чего не было видно снаружи, например, зеленую ткань под скатертью, которую по просьбе матери подняли. История этого замка и портрет дамы натолкнули на эту идею — нарисовать мать в образе аристократки», — пояснил Антон.

Шепитько и раньше верила в реинкарнацию и множественность жизней, а после того случая как будто убедилась в истинности теории. Поэтому, познакомившись с Вангой в 1978 году и услышав о ее скорой смерти, Лариса Ефимовна не стала сомневаться в словах гадающей. В этот же день директор пошел со своей подругой в храм и попросил ее присмотреть за маленьким Антоном, который через год станет сиротой…

Проклятая деревня

Она верила в реинкарнацию и умерла в 41 год, как и предсказывала Ванга. «Прощание» Лариса Шепитько

Режиссер начал работу над фильмом по повести Валентина Распутина «Прощание с мамой», зная, что никогда не закончит ее. Сюжет рассказывал о деревне Матера, которая была затоплена во время строительства ГЭС. Сам Валентин отмечал, что первой роковой ошибкой Шепитько было сжечь столетнее дерево ради красивого кадра — местные жители считали это большим грехом.

По словам коллег, Шепитько очень странно вела себя на съемках: в июне 1979 года фотографа Николая Гнисюка предупредили, что если он приедет через месяц, ее не найдут. Второй директор Валентина Хованская отметила, что Лариса Ефимовна «худеет» на глазах: мол, по снимкам тех дней видно, как из нее «выходила» жизнь. Кроме того, кабриолет «Волга», обеспечивавший передвижение по местам съемок, драматург в шутку называл «гробом»…

Художник-постановщик картины Юрий Фоменко, создававший декорации к «Хижине Дарьи», рассказывал, что к дому прилетело сразу пять-шесть ласточек. Птицы стучали в окна, и местные жители говорили, что на съемочной площадке это было смертельно. Следуя всем этим знакам, Лариса Ефимовна вошла в злополучную Волгу с оператором Владимиром Чухновым, Фоменко и двумя помощниками и вовремя вышла, хотя ее уговорили задержаться.

Большое кино

Дипломная работа Шепитько была экранизирована в 1963 году по роману Айтматова «Верблюжий глаз». Фильм назывался «Жара» и снимался в Кыргызстане в порой нечеловеческих условиях, о чем говорит само название картины. Эта лента принесла 24-летней Ларисе сразу две престижные награды: приз Международного кинофестиваля Чехословакии и Первого Всесоюзного кинофестиваля. Выдающийся успех вчерашней ученицы.

Именно драматические образы стали коньком не по годам стойкому и вдумчивому Шепитько. И тогда, и сейчас видно, что она снимала фильмы не для широких масс, как сказали бы сейчас, не для широкого экрана. Это были только фестивальные фотографии.

Второй фильм Шепитько вышел в 1966 году. Он назывался «Крылья» и рассказывал о судьбе военной летчицы Надежды Петрухиной после окончания войны. Эта картина также имела большой успех у публики и у профессиональных ценителей кино. Исполнитель главной роли Майя Булгакова была признана актрисой года. «Крылья» были представлены на Международный суд критиков в Париже, где фильм получил высокие профессиональные оценки. Еще больший успех в международном киносообществе имела сама Лариса Шепитько. В ней наконец увидели не просто красивую подающую надежды девушку, а профессионала.

Популярность

Порой заявления режиссера были слишком откровенны для ее времени. Например, фильм «Родина электричества», снятый в 1967 году, не был допущен к показу цензорами. Картина вышла только через 20 лет, после смерти Шепитько. В 1969 году Лариса впервые работала с цветной пленкой в ​​новом жанре. Она сняла новогоднее музыкальное приключение «В тринадцатом часу ночи». В съемках приняли участие ведущие артисты: Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Зиновий Гердт и многие другие.

Любовь и популярность реальных людей пришли к режиссеру после выхода на экран фильма «Ты и я» — картины, сюжет которой понятен каждому, но не лишен глубокого смысла, присущего Шепитько. За эту работу она получила медаль Венецианского международного кинофестиваля.

Успех и триумф женщины-режиссера закрепил культовый фильм «Вознесение», работа над которым длилась более года. Критики и заслуженные мастера кино высоко оценили очередной шедевр Шепитько. «Восхождение» взял сразу три престижные награды:

  • Гран-при Берлинского международного кинофестиваля;
  • Всесоюзный кинофестиваль в Риге;
  • Международная федерация кинопрессы.

Лариса Ефимовна была приглашена в жюри Берлинского кинофестиваля и получила звание Заслуженной артистки РСФСР.

Оцените статью
Блог про Гарри Поттера