Не только в столице-Матушке
Да, это тоже снималось в Москве. Но искать там кинолокации не стоит — их мало, и роль их в фильме невелика. Дело в том, что в столице в основном стреляли внутри помещений — внутреннее убранство царских покоев, апартаменты Шурика и доктора Шпака. И это все студийные наборы, которые создаются, изменяются и удаляются по мере необходимости. Их не считают нужным хранить долго, да и принадлежность к легендарному фильму не спасет.
Велась и полевая стрельба в столице. Так появился «Дом высокой культуры быта», где жили Шурик и Шпак. Его адрес — Новокузнецкая, 13. Но там снимались общие кадры, в основном входные двери и двор. Квартир, похожих на дом героев фильма, нет и не было никогда. А здание с двором вместе с тех пор (фильм вышел в 1973 году) сильно изменилось, узнать его будет непросто.
Но интересующиеся без труда определили магазин «Радиодетали», куда Саша бегал за запчастями для машины времени. Это на самом деле настоящий магазин соответствующего профиля, он тоже располагался на Новокузнецкой — видно, что Гайдай решил не заставлять его бегать слишком далеко.
Значительная часть мегаполиса подпадала под грозненское определение «жуткий». Наиболее узнаваемым из демонстрируемых зданий является «книжка» штаб-квартиры СЭВ. Полицейская машина в конце полосы (за Милославским) стартует от гостиницы «Союз». Она была рядом с киностудией — удобно. А психиатры для всех, кого нужно лечить, отправились из Останкино. И все — другие природные кадры были сняты в других уголках нашей Родины.
Во власти «Золотого кольца» России
Кремль времен Ивана Грозного уже был вполне похож на современный. Но многие считают (называют Москву «белокаменной»), что ее нынешняя архитектура появилась после пожара 1812 года в столице. Этим воспользовался Гайдай, но не только по историческим причинам — ему не разрешили снимать в Кремле в Москве.
В результате роль царской резиденции играет один из самых известных российских архитектурных ансамблей — Кремлевский комплекс Ростова Великого. Съемочной группе фильма повезло — до начала съемок этот аттракцион был восстановлен. В фильме она выглядела новой. Теперь к программе его экскурсии добавились места, где снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию».
Церкви с колокольнями, парадные ворота, «красное крыльцо», большой двор, крытые галереи — все было в Ростове. Там легко составили маршрут погони за «бесами», организовали отправку войск на Изюмский шлях, дали «самозванцу» исполнить «Чижик» на колоколах и даже организовали самоубийственный прыжок стрельцов с крыши галереи. На самом деле во всех крепостях эпохи Ростовского кремля тоже есть невысокие, около 3-х метров высотой, стены (обычно обращенные к реке, где безопаснее). С укрепления такой высоты без ущерба для здоровья мог спрыгнуть и глава дома Бунши.
И зрителей совершенно не волновал вопрос, в каком городе снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Профессионализм творческого коллектива и старинное очарование «Золотого кольца» заставили их даже не заметить, что у режиссера там был. океан.
Где снимали локации Древнего Кремля
Получив «добро» на проект, Леонид Гайдай начал искать место для выездной фотосъемки. Дело в том, что великий кинорежиссер очень хотел, чтобы вместе с декорациями в фильме появилась настоящая старинная крепость. Вскоре такое место нашлось – это был государственный музей-заповедник под названием «Ростовский кремль», расположенный в Ярославской области. Именно этот музей стал исторической локацией, где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Ростовский кремль «играл» роль резиденции Ивана Грозного, а также «царя И.» — главы дома Бунши.
Съемочная группа проекта пробыла в Ростове семь дней. Все это время они провели в музее-заповеднике, где снимали «Иван Васильевич меняет профессию». Это событие город запомнил надолго. На память о совместной работе музею были подарены два костюма гвардейцев и топор-бердыш из реквизита. По сей день в них особо важных посетителей встречают сотрудники музея-заповедника.
Закончив запись в начале сентября 1972 года, Гайдай с коллегами покинули гостеприимный Ростов, где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию», и вернулись домой.
Съемки на улицах столицы СССР
Большинство пейзажей в картине снято в «столице». Вернувшись сюда из Ростова, где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию», Леонид Иович Гайдай и его коллеги снимали прежде всего «природу» Москвы (улица Поварская, Калининский проспект и Бородинский мост), пока не испортилась погода.
Так появились следующие сцены ленты: проезд по улицам машины скорой помощи, полицейской машины и автомобиля Якина; а также преследование милиционеров в костюме врача Милославского.
Актерский состав
Когда Леонид Гайдай только начинал писать сценарий комедийного фильма «Иван Васильевич меняет профессию», искал место съемок и подбирал актеров, на главную роль он прочёл Юрия Никулина. Именно ему Леонид Иович тщательно прописал образ главы царского дома. Однако, прочитав сценарий, актер испугался, что такого эпатажного фильма, как на тот момент, просто не будет в прокате. И он не хотел терять год работы. Поэтому, сославшись на занятость в цирке, Юрий Владимирович отказался сниматься, о чем потом очень сожалел.
Вместо Никулина на роль Ивана Грозного пробовались Вицин, Евстегнеев, Лебедев и даже Этуш, впоследствии сыгравший в проекте похищенного дантиста Шпака.
В конце концов, роль царя-управляющего досталась уже известному в те годы артисту — Юрию Яковлеву. Его умение с одного взгляда изобразить и строгого царя, и жалкого общественного деятеля стало решающим аргументом в пользу одобрения актера.
Были проблемы и с выбором исполнителя роли Жоржа Милославского. Поскольку Никулин изначально собирался играть главного героя, его напарником по путешествиям во времени планировалось сделать Андрея Миронова, с которым они уже работали с Гайдаем в «Бриллиантовой руке». Но когда Яковлев оказался Иваном Васильевичем, ему пришлось искать нового Милославского, так как дуэт с Андреем Александровичем у них не получился.
О роли находчивого грабителя мечтали такие блестящие артисты советского кино, как Невинный, Юматов, Никоненко и другие. В итоге Леонида Куравлева утвердили. Поговаривают, что Гайдай выбрал его за умение идеально изображать грубость.
Роль Зиночки-хвостки досталась Наталье Селезневой не сразу. Хотя она уже снималась в дуэте с Александром Демьяненко с Леонидом Иовичем в «Операции Ы»…, за участие в проекте артистке пришлось побороться с Гундаревой и Гвоздиковой. И, как оказалось, не зря. На самом деле, помимо ошеломляющего успеха, актриса успела стать иконой стиля для тысяч советских женщин. Наряды героини Селезневой в фильме шил сам Вячеслав Зайцев, и многие зрители пришли в кинотеатр только для того, чтобы полюбоваться модницей Зиночкой и зарисовать фасоны ее нарядных костюмов.
Однако знаменитый кутюрье одел не только сбежавшую с любовником жену Шурика, но и случайную жену Ивана Васиевича Бунши Ульяну Андреевну в исполнении Натальи Крачковской. Будучи любимцем Гайдая, этот артист без проблем получил заветную роль. Единственным условием известного режиссера было сохранение актрисой своих пышных форм. Поэтому во время съемок Наталье Леонидовне пришлось сидеть на специальной диете, чтобы не похудеть.
Проблем с утверждением остальных актеров не возникло, так как с большинством из них Леонид Иович уже работал раньше. Затем А. Демьяненко (Шурик), С. Крамаров (дьяк Ивана Грозного), С. Филипов (посол), М. Пуговкин (разлучник Якин), В. Этуш (обворованный Шпак) и Н. Маслова (Марфа-царица).
Читайте также: Малоизвестные факты о фильме «Алита: Боевой ангел» (2019) — in-World
При чем тут Крым до «Ивана Васильевича»?
Это просто море. Фильм уже был отправлен на монтаж, когда Гайдай вдруг решил, что без сцены Крыма он будет неполным. Вот так Зиночка Тимофеева исполнила песню «Звенит январская вьюга» для фильма режиссера Якина.
На ней изображена набережная Ялты (не курортная набережная, а причальный причал №2). Героиня одета подобающим образом — изучение модных журналов того периода позволит убедиться, что ее наряд является «скрипом» моды того времени и полностью соответствует шику ялтинского курорта. Возможно, южное очарование города было призвано подчеркнуть «знойные» отношения персонажей — ведь в эпизоде фигурирует не только Зиночка, но и ее поклонник, режиссер Якин, а также ее соперница (героиня Н. Кустинская).
Хотя здесь был снят лишь второстепенный эпизод фильма, ялтинская набережная не забыла создателей Ивана Васильевича. Сейчас на огневой точке стоит памятник Карпу Савельевичу Якину, а точнее человеку его создавшему. Актер Михаил Пуговкин изображен сидящим на раскладном стуле, закинув ногу на ногу, с тростью – таким, каким он был в кинороли. Характерно, что Михаил Иванович любил Ялту, жил здесь несколько лет и часто отдыхал променадом, сидя на раскладном стуле в якинской позе (это была его личная привычка).