- «Пёс Барбос и необычный кросс», 1961 год
- Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
- Никулин и цирк
- «Самогонщики», 1962 год
- В центре внимания
- «Ко мне, Мухтар!» 1964 год
- Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)
- «Операция Ы», 1965 год
- Старики-разбойники (1971)
- «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966 год
- «Андрей Рублев» (1966)
- «Бриллиантовая рука», 1969 год
- Никулин в комедиях
- Когда деревья были большими (1961)
- Чучело (1983)
- «Когда деревья были большими» (1961)
- «Старики-разбойники», 1971 год
- Деловые люди (1963)
- «Они сражались за Родину» (1975)
- Двадцать дней без войны (1976)
- «Двадцать дней без войны», 1981 год
- «Чучело» (1983)
«Пёс Барбос и необычный кросс», 1961 год
Короткометражная комедия Леонида Гайдая открывает череду приключений знаменитой троицы: Труса (актер Георгий Вицин), Балбеса (Юрий Никулин) и Бывалого (Евгений Моргунов). Тройка появилась на экранах и покорила своей игрой советского зрителя.
На роль Бывалого пробовались актеры Михаил Жаров и Иван Любезнов, но руководитель второго творческого объединения киностудии «Мосфильм» Иван Пырьев посоветовал Гайдаю обратить внимание на Евгения Моргунова, который в то время был малоизвестным актером. На роль труса Гайдай сразу прочитал Георгия Вицина, сыгравшего у режиссера в фильме «Жених с того света».
Вицин и «жених» Юрий Никулин. Он рассказал директору, что видел в цирке на Цветном бульваре клоуна, который «был похож на червяка». Гайдай был очарован этим сравнением, пригласил Юрия на пробы и удивился: «Никулин — вылитый Балбес!». Актер настолько хорошо подошел к своей роли, что режиссер сразу же отказался от грима. Леонид Гайдай сказал Юрию: «У тебя и так смешное лицо. Нужно только придумать деталь. Пусть наклеят большие ресницы. А ты моргни глазами. От этого твое лицо будет выглядеть еще глупее».
Актеры фильма долгое время воспринимались именно так – как забавная троица. На самом деле Вицин, Никулин и Моргунов в жизни не дружили. Короткометражный фильм «Дворняжка и необычный крест» отмечен почетным дипломом Международного кинофестиваля в Сан-Франциско и специальной наградой Лондонского общества кино.
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
Режиссер: Леонид Гайдай.
Студент Шурик, приехавший на Кавказ для изучения местных традиций и обычаев, соглашается принять участие в одном из них. Необходимо совершить древний ритуал — похищение невесты.
Местный чиновник товарищ Саахов собирался жениться на красивой студентке Нине. Полный уверенности в том, что согласие девушки имеется, Шурик помогает похитить ее и перевести в дом жениха.
Позже, узнав, что Нину просто продали за стадо овец, а его грубо взяли, главный герой спешит исправить ошибку, и даже стены психбольницы, где его спрятали злые критики, не остановят его желания о спасая «спортсменку, комсомолку и просто красавицу».
Никулин и цирк
Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове Смоленской губернии. Родители будущего артиста цирка работали актерами в городском драматическом театре. Через четыре года после рождения сына семья Никулиных переехала в столицу, в общую квартиру в Токмаковом переулке. Юрий Владимирович прожил там до 1950 года.
В 1939 году, когда Никулину исполнилось 18 лет, его призвали в Красную Армию. В годы Великой Отечественной войны сражался под Ленинградом, командовал разведчиками в Курляндии, где встретил победу.
В Москву Никулин вернулся в 1946 году. Стремясь выступать перед публикой, он пытался поступить на актерский факультет ВГИКа и ГИТИСа. Но в итоге свое призвание Юрий Владимирович нашел в школьной студии бытовых жанров при Московском цирке на Цветном бульваре.
Дебют Никулина на манеже состоялся в 1948 году. Вместе с другим артистом цирка Борисом Романовым он представил на суд зрителей репризу «Модель и поденщица». В 1950 году Юрий Владимирович начал плодотворное сотрудничество с клоуном Михаилом Шуйдиным. Как дуэт, артисты создали необычайную химию в отношениях между своими персонажами. Если Шуйдин изобразил хулигана, никогда не падающего духом, то Никулин изобразил флегматичного трогательного Пьеро. Дуэт был популярен как в СССР, так и за рубежом — артисты гастролировали в Великобритании, Франции, ГДР, Японии, США и других странах.
В 1983 году, после 36 лет работы в цирке на Цветном бульваре, Юрий Никулин был назначен на должность директора и художественного руководителя. По его инициативе старое здание вместе с ареной было перестроено с учетом современных требований к представлениям. В 1996 году второму дому Юрия Владимировича было присвоено имя Московского цирка Никулина на Цветном бульваре».
Цирк на Цветном бульваре по-прежнему продолжает регулярно двигаться по-особенному Никулину. Яркие шоу, наполненные искрометным юмором, подарят настоящий праздник зрителям всех возрастов.
«Самогонщики», 1962 год
После «Собаки Барбос» следует короткометражка Гайдая «Самогонщики», где уже известная троица, которую в народе прозвали «ВиНиМор», вновь пересекается с собакой. Правда, на этот раз за ними бежит не собака, а они преследуют собаку, которая все-таки украла у лунного света катушку. Идею фильма режиссеру подсказал Юрий Никулин, уже исполнявший аналогичную сцену в цирке.
Во время съемок короткометражки Никулин даже получил травму в эпизоде, где он катается в снежке. Ему пришлось лезть в два шара. Первый, большой белый шар из папье-маше, был спущен с горы. После того, как он ударился о дерево, камеру остановили, а шар из папье-маше убрали. И «завернули» Никулина в огромный снежный ком. Для того чтобы этот комок рассыпался, как от удара, под него подложили небольшую взрывчатку.
Пиротехник не рассчитал мощность заряда и заложил больше взрывчатки, чем нужно. Это был такой взрыв, что Никулин заболел и не смог самостоятельно выбраться из мяча. Пришлось сделать еще один выстрел. Несмотря на свой предыдущий опыт, Юрий согласился. На этот раз взрывчатки было меньше, и Никулину удалось выбраться из-под мяча.
Два фильма с участием «ВиниМора» имели большой успех. И не только в СССР. Фильм «Дворняжка и необыкновенный кросс» купили 100 стран мира, «Самогонщики» — 68 стран. Две короткометражки принесли стране 70 миллионов рублей.
В центре внимания
- 1965 Операция «Ы» и второе приключение Шурика
- Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика 1967 Кавказская пленница, или Новое приключение Шурика
- 1961 На полном серьезе
- Бриллиантовая рука 1969 Бриллиантовая рука
- 1966 Андрей Рублёв
- 1975 Они сражались за Родину
- 1971 Старые разбойники
- 1983 Пугало
«Ко мне, Мухтар!» 1964 год
Режиссер Семен Туманов снял этот трогательный фильм по роману писателя Исраэля Меттера «Мухтар». У всеобщего любимца Мухтара был реальный прототип — легенда уголовного розыска, пес Султан, который за время службы помог найти похищенное имущество на общую сумму в три миллиона рублей.
Когда Юрия Никулина позвали на роль милиционера Николая Глазычева, он поначалу отказался: «Посудите сами, какое я имею право играть милиционера, если в последних двух фильмах я играл главную роль в роли злодеев?» Юрий согласился на роль и подошел к ней очень ответственно. Прошел курс кинологов. Каждое утро актер приходил в конуру, где содержались собаки, выгуливал и кормил своих партнеров по съемочной площадке.
Интересна была история поиска актеров на роль Мухтара. Дело в том, что съемки должны были быть разнообразными, одной собаки для такой нагрузки было недостаточно. Две служебные собаки, Уральская и Байкальская, были предоставлены МВД СССР. Эти опытные бойцы должны были стать основными игроками. Специально для съемок Мосфильм купил еще одного молодого пса, которого назвали Мухтаром. Из-за молодости и безрассудства этого актера использовали только в сценах, где нужно было подчеркнуть молодость животного.
Когда начались съемки, оказалось, что все трое актеров не смогли сыграть один эпизод — где Мухтар в метель идет по следу рецидивиста, убившего колхозного охранника. Для имитации метели был включен мощный ветряк с авиационным винтом. Шерстяные актеры были настолько напуганы этой адской машиной, что просто легли в снег и категорически отказались двигаться. Работа закончена. При этом за каждый день простоя нужно было платить по три тысячи рублей…
Потом создатели фильма вспомнили, как несколько месяцев назад инженер из Киева Михаил Длигач прислал свой вариант сценария по повести «Мухтар» и предложил для съемок свою собаку Дейку. Именно эта собака, заслуженный чемпион, участник выставок и просто талантливый художник, сыграла главные эпизоды фильма. Он оказался таким умным, что, когда директор говорил в микрофон: «Внимание. Мотор!», сам Дайк выбежал на съемочную площадку и остановился ровно перед кинокамерой. Особенно он удивил всех во время съемок сцены у ветеринара. Когда собаку положили на стол и включили свет, Дайк начал тяжело дышать, как будто на самом деле умирал. Туманов тихо сказал: «Быстрее стрелять!».
Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)
Режиссер: Леонид Гайдай.
На жизненном пути Шурик встречает хороших и не очень людей. К последним относится грубый персонаж Федя, который не хотел уступать свое место беременной женщине и избивал студента, пытаясь заставить его встать. Судьба снова сводит Шурика и Федю, на этот раз на стройке. Трудолюбивый студент и хулиган-переросток затеют настоящую драку, но Шурик все равно выйдет победителем и заставит тунеядца работать давно проверенным инструментом — розгами.
И студент не побоится вступить в противостояние с тремя бандитами, которые собираются ограбить охраняемый им склад, и познакомиться с великолепными нотами и их любовницей, очаровательной девушкой Лидой.
Читайте также: Эту тайну скрывали 200 лет: название фильма и кадры, сюжет и актеры, рейтинги
«Операция Ы», 1965 год
Через три года после «Самогонщиков» позже вышла эта короткометражка, которая вместе с рассказами «Напарник» и «Наваждение» вошла в фильмы Гайдая «Операция «Ы» и «Другие приключения Шурика».
На съемках фильма царила настолько творческая атмосфера, что многие эпизоды рождались прямо на съемочной площадке. Так для эпизода «Рапирный бой» специально для актеров был приглашен педагог, который так хорошо с ними работал, что уже через несколько уроков они дрались, как спортсмены. Однако Леониду Гайдаю она показалась очень скучной. И придумал эпизод, где Шурик (актер Александр Демьяненко) пронзает Балбеса шпагой. У Никулина кровь, которая оказывается вином из спрятанной за пазухой бутылки.
Также известна отличная импровизация Никулина со скелетом, на который Балбес натыкается в эпизоде охоты на складе. Всего было снято восемь дублей. И вот теперь съёмку остановили, камеру, кажется, выключили. И тогда Юрий взял его и засунул палец между открытыми челюстями черепа, которые вдруг щелкнули. Никулин тихо «кричал». Это было очень весело. Выяснилось, что по чистой случайности оператор не выключил камеру и этот эпизод попал в фильм.
Фильм стал лидером кинопроката СССР, за первый год после выхода «Операции» на экраны его посмотрели более 69 миллионов зрителей.
Старики-разбойники (1971)
Режиссер: Эльдар Рязанов.
Двум друзьям, инженеру Валентину Петровичу Воробьеву и следователю Николаю Сергеевичу Мячикову, по шестьдесят лет. Пришло время сделать заслуженный перерыв. Воробьеву устраивают торжественные проводы с кучей подарков и громкими речами. Сегодняшний герой, расчувствовавшись, решает поработать на благо отечества и остается на работе.
А вот у Мячикова не все так радужно. Его начальник без намека велит подчиненному уйти, так как на его месте уже находится «воровской» искатель. Николай Сергеевич не собирается пополнять ряды пенсионеров, но намерен раскрыть громкое дело и заявить о себе как о незаменимом работнике.
Его верный спутник Воробьев придумывает гениальный план: ограбить картинную галерею и дать Мячикову найти украденную выставку.
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966 год
Трудно найти человека, выросшего в СССР, который бы не смотрел эту культовую комедию. Чего только стоит литой. Кроме Никулина, Вицина, Моргунова и Демьяненко здесь играют Наталья Варлей, Владимир Этуш и Фрунзик Мкртчян.
Гайдай продолжает эксплуатировать образы своих героев из предыдущих фильмов и делает это блестяще. Но надо отметить, что когда Гайдай предложил актерам сняться в своем фильме, Юрий Никулин и Евгений Моргунов были против, назвав этот проект «домыслами о тройке». Но Гайдай подкупил актеров тем, что они смогут внести в сценарий практически любые правки. Также режиссер пообещал, что каждый, кто придумает новый трюк или шутку для фильма, получит бутылку шампанского. Члены съемочной группы заявили, что Никулин выиграл этот матч и заработал 24 бутылки.
Одним из таких никулинских эпизодов является сцена со шприцем, где санитар делает укол Бывалому. Для него Юрий принес из цирка огромный шприц «Джейн». Понятно, что актера это чудовище не ужалило. Сцена была снята с подушкой, подложенной позади Моргунова.
Евгений Моргунов вспоминал: «Этот кусок мы выстрелили семь раз, я боялся его как огня. Никулин лежал под табуреткой, на руке у него была перчатка. Гайдая, вцепился в него рукой и держал. Это он крутил шприц то влево, то вправо, как бы покачиваясь. И все думали, что Моргунов проткнул свою толстую задницу…»
Известно, что трио Вицин, Никулин, Моргунов распалось после съемок этого фильма. По окончании съемок Моргунов поссорился со съемочной группой и отказался от съемок, в финале дублер играет на общих планах Бывалого.
Так или иначе, «Кавказский пленник» стал одним из самых известных фильмов, снятых в СССР, и занял 4-е место по посещаемости среди всех отечественных фильмов за всю историю советского проката.7. Бриллиантовая рука (1968)
Режиссер: Леонид Гайдай.
Семен Семёнович Горбунков, чрезвычайно порядочный и высоконравственный человек, отбывает свои первые зарубежные гастроли. По пути он встречает энергичного и обаятельного Гешу. Во время остановки в одном из городов Семен Семенович спешит насладиться местными красотами, но миссия Геши более ответственна. Он занимается контрабандой, и ему нужно добывать драгоценности и переправлять их без вмешательства СССР.
Однако Горбунков, сам того не подозревая, быстрее справляется с чужой задачей. Он случайно проскальзывает в нужном месте, произносит простой пароль «Черт возьми» и становится обладателем формы, наполненной золотом и бриллиантами.
Сообщив о происшествии в нужное место, Семен Семенович начинает опасную игру, чтобы вывести контрабандистов на чистую воду.
«Андрей Рублев» (1966)
Кадр из фильма «Андрей Рублев» (1966)
В «Андрей Рублеве» Андрея Тарковского Юрий Никулин играет эпизодическую роль: по воспоминаниям самого актера, две сцены с его участием были сняты за 2 дня. Но даже за короткое время, отведенное его герою на экране, Никулин в концентрированном виде показывает, что происходило с русским духовенством во время монголо-татарских нашествий.
Герой Никулина, приказчик Патрикей, имеет реальный исторический прототип. Во время набега золотоордынских войск на Владимир попадает в плен к татаро-монголам, которые пытаются выяснить у него, где спрятано церковное золото. Но Патрикей непреклонен и не раскрывает правду, несмотря на ужасные пытки. Монах, не утративший веру в Бога перед лицом угроз фанатиков, совершает свое духовное восхождение через мученичество. Андрей Рублев открыл новую грань таланта Никулина, где возвышенная и несколько эксцентричная манера игры дополняет трагический образ.
«Бриллиантовая рука», 1969 год
И снова это Леонид Гайдай. И снова комедия. И снова успешно. Хотя нет. Это, без сомнения, самый популярный, самый цитируемый и самый удивительный фильм режиссера. Сценарий этой культовой комедии режиссер писал вместе с Морисом Слободским и Яковом Костюковским, особенно учитывая актерские данные Юрия Никулина, которому роль Семена Горбункова досталась без кинопробы. Для съемок фильма Никулину пришлось взять шестимесячный отпуск в цирке. Кстати, в фильме снималась вся семья актера. Его жена Татьяна играла экскурсовода в Стамбуле, сын Максим — тот самый мальчик с «венчиком», который ходил по воде.
Фильм смотрится на одном дыхании, хотя снимался долго и мучительно. На этот раз в картине много трюков и спецэффектов. Итак, для того, чтобы Максим Никулин мог «ходить по воде», на небольшой глубине была закреплена доска. Оператор картины Игорь Черных сделал для мальчика «нимб» из проволочного обруча и сломанных елочных игрушек. И я снимал этот эпизод, используя специальные светофильтры.
Для эпизода, где Семен Горбунков выпадает из багажника взлетевшей в воздух машины, был изготовлен манекен с лицом и фигурой Юрия Никулина. Когда эта кукла в натуральную величину была обнаружена в бутафорской уборщицей отеля «Горизонт» в Адлере, поползли слухи о смерти актера.
А съемки эпизода, где кран выносит Горбункова со сломанной ногой из машины, едва не закончились тяжелым ранением. Крюк крана сильно ударил Юрия по голове. Это удвоилось и было принято решение уйти.
Успех фильма был триумфальным. «Бриллиантовую руку» посмотрели более 76 миллионов человек, картина вошла в тройку лучших за всю историю советского проката. Ее превзошли только «Пираты ХХ века» и «Москва слезам не верит». В 1970 году Леонид Гайдай и Юрий Никулин получили Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых «за участие в создании кинокомедий последних лет», в том числе фильма «Бриллиантовая рука».
Никулин в комедиях
Один из самых одаренных клоунов Советского Союза также сделал блестящую карьеру в развлекательном кино. Поначалу Юрий Владимирович играл второстепенных персонажей — забавного пиротехника в мюзикле «Девушка с гитарой» Александра Файнциммера и несчастного заводского рабочего Клячкина в фильме «Неуступчивый» Юрия Чулюкина. Но по-настоящему прославил Никулина роль хулигана и тунеядца Балбеса в ряде фильмов Леонида Гайдая — «Самогон», «Операция «Ы» и «Другие приключения Шурика», «Кавказская пленница».
Трюк в исполнении Никулина мало походил на его цирковое альтер-эго. Культовый антагонист больше походил на неунывающего персонажа Клоуна Шуйдина, только с криминальными наклонностями и любовью к алкоголю. Этой же вредной привычкой объясняется наличие у Буби постоянно краснеющего носа, но при желании можно увидеть параллели с основной профессией Юрия Владимировича.
Харизматичный балбес — далеко не единственная выдающаяся роль Юрия Никулина в комедийных фильмах. Достаточно вспомнить Семена Горбункова из «Бриллиантовой руки» того же Гайдая или сыщика Мячикова из «Старых разбойников» Эльдара Рязанова. Исполняя эти роли, Никулин продемонстрировал незаурядный актерский талант на стыке комического и реалистического, а также понимание зрителя и стремление быть к нему ближе.
Когда деревья были большими (1961)
Режиссер: Лев Кулиджанов.
Кузьма Кузьмич Иорданов не хочет иметь постоянную работу. Майор, в очередной раз вызвавший безответственного гражданина для профилактической беседы с полицией, удивляется тому, что человек, проработавший слесарем, прошедший войну и награжденный, не может найти свой путь в жизни и грозит Иорданову высылкой из Москвы.
Во время подработки главный герой знакомится с пожилой женщиной, которая рассказывает ему историю девочки-сироты, оставшейся в своей деревне после бомбежки, но все еще надеющейся получить новости от родных.
Кузьма Кузьмич, уставший от одиночества и беспросветного существования, решает отправиться в то место и прикинуться отцом девочки.
Чучело (1983)
Режиссер: Ролан Быков.
Переход в новую школу всегда дается подростку тяжело. Так что отношения Лены Бессольцевой с парнями не сложились с самого начала. Они считали девушку взбалмошной и смешной, как и ее дед, имевший дорогую коллекцию картин и годами ходивший в лоскутном пальто.
Лена старалась стойко и с улыбкой выносить все издевательства и насмешки детей, но они ее не принимали, а когда школьники узнали, что Бессольцева ушла из класса, сообщила о прогулах и пошла в кино, девочка стала настоящий изгой.
Однако Лена по-прежнему была готова терпеть оскорбления и даже побои. Просто девочка влюбилась в самого умного и красивого мальчика в классе и старалась хранить его тайну, чтобы никто не узнал, какой он трус и негодяй.
«Когда деревья были большими» (1961)
Кадр из фильма «Когда деревья были большими» (1961)
«Когда деревья были большими» Льва Кулиджанова, как и драма Марлена Хуциева «Два Федора» (1958), не только рассказывает частную историю людей, переживших войну, но и символически показывает возрождение мира, прошедшего смерть и страдания. В этом фильме Юрий Никулин играет Кузьму Кузьмича Иорданова, человека, потерявшего во время войны всю семью. Его жизнь, кажется, неумолимо катится к краху, но счастливый случай дает ему возможность начать все сначала. Сирота живет в маленькой деревне в поисках своих родителей. Иорданов решает ответить на ее зов, притворившись отцом девочки.
Герой Никулина в этом фильме неоднозначен по натуре: он одновременно хитрый и наивный, смешной и серьезный, хитрый и честный. В каждом эпизоде он играет совершенно другого персонажа. Долгое время его характер остается неуловимым, неопределенным, но постепенно, под влиянием неожиданно найденной дочери, в нем происходят удивительные перемены.
«Старики-разбойники», 1971 год
Вопрос о том, кто сыграет главные роли в фильме Эльдара Рязанова «Старые разбойники», даже не поднимался. Юрий Никулин должен был стать следователем обвинения Мячикова, а Евгений Евстигнеев — его другом, инженером Воробьевым.
Любящий пошутить Никулин сыграл Евстигнеева, который не очень внимательно читал сценарии и любил импровизации. Юрий повернулся к Евгению и спросил, готов ли он к завтрашнему дню? «Что у нас есть завтра?» Евстигнеев забеспокоился. «Что, ты забыл сценарий? Мы прыгаем с парашютом! Я уже предупредил семью: мало ли что…», — с серьезным лицом сказал Никулин. И тогда Евгений Евстигнеев подошел к режиссеру и попросил дублера на съемки. Эльдар Рязанов долго ничего не мог понять… Что за дублер? Какие парашюты?
По сюжету фильма Мячиков — седеющий мужчина, а Юрий Никулин перекрасил волосы в черный цвет, на съемках ему пришлось носить седую накладку. Когда актера спросили, почему он покрасился в черный цвет, Юрий ответил: «Я работаю в цирке клоуном. Если дети смеются в старости, это нехорошо. Когда я, Балбес, упаду, пусть смеются над собой если старик упадет, то над ним стыдно смеяться. Вот и рисую в брюнета».
После выхода фильма «Старые разбойники» стали обрастать легендами. Рассказывали, что во время съемок во Львове воры ограбили музей, представившись актерами, репетирующими сцену из фильма. Это был миф. Но спустя 48 лет после выхода фильма подобное ограбление действительно имело место. 27 января 2019 года в Третьяковской галерее во время выставки картин Архипа Куинджи в зал вошел молодой человек и подошел к картине «Ай-Петри. Крым», снял ее со стены, на глазах у всех, взял вышла из рамы и вышла из здания с картиной.Тревогу никто не поднимал, все были уверены, что это сотрудник Третьяковской галереи…
Деловые люди (1963)
Режиссер: Леонид Гайдай.
Преступники бывают разные. Например, Акула Додсон, ограбив с напарником денежный поезд, застрелил последнего и сбежал с награбленным, а много лет спустя, не моргнув глазом, уничтожил своего друга, который когда-то помог ему купить дешевые акции.
Но вор, проникнув в богатый дом с целью поживиться ценными предметами, завел разговор с хозяином, и вместе с общей темой — ревматизмом, неожиданно предложил ему пропустить рюмочку в ближайшем кабаке.
И вот, наконец, двое горе-бандитов решили подзаработать, украв сына местного богача, но через пару дней сами вернули ребенка в семью, да еще и доплатили, ведь мальчик оказался совсем уж простеньким невыносимо и агрессивно.
«Они сражались за Родину» (1975)
Наверное, все знают, что наш любимый грустный клоун долгих 7 лет воевал, прошел Финскую и Великую Отечественную войны, пережил блокаду и имел боевые награды. Но он не любил вспоминать военные годы. Наверное, поэтому, когда режиссер Сергей Бондарчук предложил ему роль рядового Некрасова в фильме «Они воюют за Родину», актер сначала внимательно прочитал роман Михаила Шолохова, а потом долго думал, соглашаться или нет? Как сказал ему Бондарчук: «Участие в этой картине — наш солдатский долг».
Юрий Никулин вспоминал в своей книге «Почти серьезно»: «Через два дня я уже подобрал солдатское обмундирование для своего Некрасовена на Мосфильме и подошел в таком виде к зеркалу.На секунду мне стало жутко-пожилой солдат выглянул из зеркала.Сгоревшая гимнастерка,изношенные сапоги заставили вспомнить забытые годы фронтовой жизни,транши,транши , бомбежки, голод и тоска в эти трудные годы».
Двадцать дней без войны (1976)
Режиссер: Алексей Герман.
Военному журналисту майору Василию Лопатину дается двадцатидневный отпуск, а также задание отвезти в семью вещи погибшего на фронте товарища. Главный герой едет на поезде в Ташкент, знакомится с самыми разными людьми и слушает их истории.
Вот летчик описывает свои воздушные подвиги, а через мгновение уже в отчаянии от счастья обнимает мать на полустанке. Вот солдат средних лет, сердце которого разрывается от отчаяния и гнева из-за неверности жены.
Лопатин приезжает в Ташкент и несколько дней без войны проходят в вихре событий: разговор с бывшей женой и ее новым избранником, встреча в 1943 году, просмотр съемок фильма о войне людьми, никогда не бывавшими на это, и, наконец, короткая, но яркая история любви, которую главному герою посчастливилось пережить вдали от взрывов и смертей.
«Двадцать дней без войны», 1981 год
Режиссер фильма «Двадцать дней без войны» Алексей Герман долго уговаривал Никулина сыграть роль военного журналиста, майора Василия Лопатина. Актер сказал: «Ну какой же я Лопатин! И старый, и по темпераменту другой. И да, я хочу сниматься в комедийном фильме. Лопатин — не моя роль. Я не хочу сниматься!».
Упрямый режиссер все же отправился в Москву на встречу с актером. Он знал, что в день его приезда Никулин будет в цирке, на общем пробеге новой программы. Вместе с женой Светланой Герман сбежал. Светлана позже рассказала Никулину о своем первом впечатлении. Когда они увидели, как в одном из повторов Юрий трубкой выманивал тараканов из-под дивана, она толкнула мужа в бок и тихо сказала: «А это ваш Лопатин?»
Съемки проходили в Калининградской области в 1975 году. Самая запоминающаяся история, связанная с фильмом: как съемочная группа в городе Неман чуть не разрушила чудом уцелевший во время войны замок Тевтонского ордена XV века Рагнит. Алексею Герману понадобился эффектный взрыв стены, чтобы снять сцену воспоминаний. Мы решили взорвать крепостную стену длиной 30 метров и высотой 10 метров. Эпизод занял всего 9 секунд в фильме. Впоследствии этот взрыв способствовал обрушению конструкции.
«Чучело» (1983)
Кадр из фильма Пугало (1983)
В проникновенной драме Ролана Быкова Никулин сыграл роль дедушки Лены Бессольцевой, Николая Николаевича. Он воплотил образ мудрого человека, нетерпимого ко злу и лицемерию. Его дальний родственник был художником, поэтому мужчина усердно ищет свои уцелевшие картины. Серьезность характера героя сочетается с тонкой душой, чуткой к искусству. Он одинок и спокоен, и в этом ему противопоставлены суетливые соседи, жадно набрасывающиеся на новые сплетни. Вместе с юной Кристиной Орбакайте Никулин создал гармоничный дуэт, в котором волевая, честная девушка становится духовной наследницей своего дедушки.
Роль Николая Николаевича стала последней крупной работой в карьере актера. Она стала еще одним подтверждением того, что Никулин одинаково мастерски перевоплощал комические и драматические персонажи. По воспоминаниям самого Орбакайте, после окончания съемок они так и обращались друг к другу — «внук» и «дедушка»