Сюжет
На Куршской косе в Калининградской области найдено тело девочки-подростка Саши (Сафия Яруллина). Убийца вскрыл ее туловище, снял с шеи цепочку и положил рядом белую лилию. Полиция узнает почерк маньяка по прозвищу Жнец, который 22 года назад терроризировал жителей города Светлогорска и подобным образом убивал девушек. Тогда дело осталось нераскрытым, а преступления просто прекратились.
Прежде чем они исчезли, Жнец стал суперзвездой постсоветского телевидения, прославленным ведущим Романом Рахмановым (Александр Горбатов). В наши дни Рахманов получает сообщение от Жнеца и решает приехать в Светлогорск, чтобы найти убийцу. Ему в этом пытается помочь детектив Ева Кайдас (Линда Лапиньш), крутая женщина, расследующая убийство Саши. Вместе они пытаются раскрыть новое преступление и понять, действительно ли Жнец вернулся, или же в городе орудует очередной психопат, решивший забрать его честь.
Плюс: визуальное исполнение
Самые первые кадры серии — великолепные виды Куршской косы, национального парка в Калининградской области. Зацикленностью на море, песке и прибрежных пейзажах «Коса» напоминает британскую детективную драму «Убийство на пляже». Будущая жертва меланхолично гуляет по берегу ночью, Кайдас сразу после пробуждения рисует узоры на песке и делает зарядку прямо на берегу — сериал мог бы стать идеальной рекламой туристического отдыха в Калининградской области.
Сайт KION описывает Kosa как «художественный триллер». Рамки этого жанра не совсем ясны, но сериал действительно снят эстетично. Операторская работа на высоте: от необычных ракурсов до композиции кадра. Например, во время допроса родственницы одной из потерпевших акцент смещается на задний план — на Кайдас, которая усиленно анализирует ее странную историю. В сериале много постов, таких как переписка, дневники убийцы, нарисованные прямо на стенах, и в момент отчаяния лицо одной из жертв нависает над головой детектива из зеркала. Несколько сцен из Scythe неплохо смотрелись бы в артхаусном триллере.
Актерский состав «Косы» сложно назвать звездным, и это играет сериалу на руку. Знакомых массовому зрителю лиц почти нет, что только погружает в атмосферу маленького городка. В основе сериала лежит актерская игра Александра Горбатова, исполняющего роль майора Грома в короткометражном фильме 2017 г. Несмотря на клишированность героя, у Горбатова убедительный образ: амбициозный в прошлом человек, жаждущий славы, осознает свою несостоятельность и выплескивает всю агрессию на близких.
Минусы
Неумелое подражание западным сериалам
Несмотря на вид на калининградский пляж и русский язык, в «Косе» нет ничего ни из России, ни из российских телепередач. Самые важные сцены действия сопровождаются песнями британской группы Muse и другими зарубежными композициями. Это режиссерская ошибка, суть которой мы объяснили на примере «Пищеблока»: для сериала был выбран совершенно нехарактерный саундтрек, хотя русской музыки в том же стиле хватает.
Костюмы, декорации, символы убийства и копии сумасшедшего перекочевали в сериал прямиком из «Настоящего детектива» или, на худой конец, «Ганнибала» Брайана Фуллера. У Кайдаса даже бывают странные видения, напоминающие криминальные профили Уилла Грэма.
Верх нереалистичности наступает уже во втором эпизоде. Блогерша, с которой у Кайдас был конфликт, называет ее обидными прозвищами — «Скади» и «Росомаха». Героиня поясняет, что так ее называли коллеги-следователи — именем скандинавской богини, превращающей людей в лед, и «существа без порога насыщения». Это настолько оторвано от жизни российских полицейских, что уничтожает даже слабое звено с местом действия. Такой детектив может происходить в любой стране, он напрочь лишен национальных особенностей — порой забываешь, на каком языке говорят персонажи.
Персонажи «Косы», особенно детектив Кайдас, выглядят так, будто их украли у американских и скандинавских детективов. Для главной героини можно отметить специфический прототип: Кайдас очень напоминает Сагу Норен, главную героиню шведско-датского сериала Брон/Броен (2011-2018) в исполнении актрисы Софии Хелин, своей скупостью на эмоции и неспособность общаться с другими. Их роднят даже такие детали, как сдержанный стиль в одежде и отсутствие макияжа.
Но авторы Броена написали сагу Норен как потенциально непопулярного персонажа. Никто не ожидал, что зрители смогут общаться с грубой, социально неуклюжей и внешне бесчувственной женщиной. Кроме того, у Норен появился на экране антипод – ее дружелюбный партнер из Дании Мартин Руд. Поклонники увидели в героине намеки на синдром Аспергера, а Норен была важной представительницей женщин с аутизмом.
Напротив, Кайдас из Льоена — излишне агрессивная женщина, явно воспринимаемая как антигероиня. У нее крутая кожаная куртка, на все вопросы она отвечает полуматерно, она не гнушается избить следователей или подкинуть им косяк за шантаж. Она была в паре с таким же проблематичным героем-журналистом; Видеть вместе Кайдаса и Рахманова не только неинтересно, но даже неприятно. Кроме того, они ничего не достигают в первых трех эпизодах, и редкие успехи в бизнесе случаются случайно.
«Коса» повторяет всю сцену в морге за «Мостом». Сага Норен беседует с восточным патологоанатомом, затем внимательно осматривает тело и вслух произносит свои догадки. В похожей ситуации (и даже с таким же патологоанатомом) Кайдас отказывается от осмотра — она якобы уже видела все, что ей нужно, нервничает и решительно не смотрит на тело.
Читайте также: Лед 3: дата выхода фильма и трейлер, сюжет и кадры со съемок, актеры
Скучное повествование и образ маньяка
Больше всего в «Косе» смущает образ сумасшедшего. Его предыдущие преступления словно объединили в себе сразу несколько популярных образов серийных убийц — от Зодиака до семьи Таттлов из первого сезона «Настоящего детектива» (True Detective). Жнец заманивает жертв письмами и признаниями в любви, совершает ритуальные убийства, заигрывает с прессой, пропагандирует туманные философии и при этом остается совершенно неуловимым. В сериале нет четкой картины сумасшедшего.
При этом Кайдас настаивает на том, что Жнец на самом деле не жив — он умер 22 года назад, а убийство Саши совершил самозванец. Но в трех сериях новых жертв не появляется, а самозванец Жнец никак не проявляется (кроме смски Рахманову). На Косе нет реальной угрозы, нет интересного расследования, даже брифинг по поимке преступника — непременный элемент любого детектива, способный зацепить зрителя — происходит только в третьей серии.